Если серьёзно взяться за тему Таптаная, то вполне вероятно, что может получиться исторический роман во многих томах. Конечно, каждое село или человек - книга, но Таптанай для бурят-монголов - особый случай. И случай этот всё ещё на слуху и будоражит умы пытливых исследователей.
Недавно я писал очерки о людях Дульдургинского района. Всё шло гладко, но Таптанай меня задержал. Как можно описать жизнь и судьбу отдельных людей, не сказав о других? Что мы знаем о Саханае, который так близок к Алханаю? И почему именно в Таптанае должны были развиться роды Бадмаевых, Тумуновых, Гомбоевых, Дамдиновых и многих других людей, их культура и образование, благодаря которым бурят-монголы стали известны на большом географическом пространстве?
Только история Таптанайской школы колхозной молодёжи займёт несколько объёмных томов, поскольку в этой школе училось большинство организаторов системы сельского хозяйства, науки, образования, культуры и других отраслей жизнедеятельности как Агинского Бурятского округа, так и Читинской области.
Но уже нет людей, которые могли бы заняться этим вопросом вплотную.
В официальных сводках всё просто: Таптанай находится на левом берегу одноимённой реки, которая является правым притоком реки Иля. До районного центра Дульдурга 21 километр. (Я думаю значительно меньше).
Население 717 человек. Где тут история и память? И даже то, что я публикую, - только мизерная часть сведений и фактов. Таптанай - воинстину кладезь истории Агинского Бурятского округа и Забайкальского края!
25 октября 1941 года. 9-10 классы Таптанской школы колхозной молодёжи.
Притч и преданий много. Уже нет людей, которые могли бы рассказать, что в давние-давние времена в этой местности жил зажиточный скотовод по имени Табтаанай, имевший огромное количество скота.
Местность вокруг села изумительно красивая, но, к сожалению, сильно попорченная засухой и пожарами. Гора Саханай высится пирамидой, высота его 1293 метра. Легенд и сказаний о Саханае, должно быть, сложено немало. Одна из причудливых скал, названная народом Ёло, мне всегда напоминает Льва Толстого, а иногда и просто льва. Особенно на закате солнца. Легенда же гласит, что Ёло это птица, которая поедала камни и однажды не смогла взлететь.
Согласно имеющимся сведениям, в 1908 году в Таптанае проживало 199 семей или 1012 человек, 505 мужчин и 507 женщин. Русскую грамоту знали 16 человек, монгольскую - 69, тибетскую - 32. Учились в Агинском, дацанах, были самоучки.
Думаю, что именно с этих времен и берёт начало знаменитая таптанайская тяга к знаниям, благодаря которой из Таптаная вышли - учёные, писатели, учителя. Мне всегда было странно читать строки из биографий учёных и писателей, где писали, что их предки были неграмотными и простыми скотоводами. Тогда в какой же среде появились грамотные люди?
В советский период, из-за разных обстоятельств, жителей Таптаная стало меньше, чем в досоветский период. В 1923 году - 966 человек. Потом численность стала расти. В 1929 году появилась коммуна «Саханай», в 1930 - артель «Болбосон»… История коллективных хозяйств Таптаная - жизнь поколений, ещё не отражённая в текстах и уходящая, как и многие истории, в небытие. Жаль.
Готовясь к публикации материала о Таптанае, я нашёл почти 50 исторических фотографий, но их может быть значительно больше, ибо, когда я писал очерки о Тумуновых (Жамсо, Жигмит, Батор) и Жамбалдоржи Гомбоеве, собирал довольно много фактов с фотографиями. (Очерки опубликую на этом же ресурсе, они войдут также в книгу).
Надеюсь, что вдумчивые читатели простят меня за допущенные ошибки, а все исправления напишут в комментариях под этим материалом.
Тему Таптаная заказала Дулма Эрдынеевна. Человек думает о сохранении памяти. Спасибо!
Коммунары сельхозкоммуны "Саханай". 1930-е годы.
1932 год. Таптанайская школа. (Учителя, ученики? Ответ пишите в комментариях).
1937 год. Таптанайская школа. Имена не подписаны.
Таптанайская школа. Год не подписан. Вероятно, 1940-е или 1950-е.
Учителя Таптанай школы. 1940 год.
Таптанайская школа. Без подписи.
Цырендоржи Дамдинов.
Семинар доярок и председателей женсоветов в Таптанае. 1962 год.
Новостройки на ферме Таптаная. Вероятно, снято в 1962 году во время семинара (см. выше).
Шагдаров Тумур (1907-1984) и его супруга Долгор.
Дамдинов Цырендоржи, Дашиев Цырендондок, Батоцыренов Цыден. (Песня "Байсын шулуун хундэ юм"). Баянист Ким Базаров.
Шираб Болотов. Фото 1997 года.
Д. Арьянов. Табунщик. (Кажется, он жил и работал в Узоне. Может быть, какое-то время работал и в Таптанае? Кто знает? ПОдскажите, пожалуйста.) Награды у него серьёзные, орден Трудового Красного Знамени.
Балдан Бабудоржиев.
Бато-Цырен Базарон. Учитель.
Альберт Дамдинжапов.
Долгор Дамдинжапова.
Слева направо: Намгар Дамдинжапова и Долгор Дамдинжапова.
Д. Дашиев.
Цыден Дашицыренов.
Долгор Цыренова, кавалер ордена Ленина среди учащихся.
Шагдарцырен Жамсоев
Д. Дондоков. Чабан.
Б. Жамсаранжапов, тракторист. Фото 1967 года.
Дашидондок Жамьянов.
Д. Жапов.
Тогон Цыденов.
Эрдэни Шагаев.
Цыдендамба Лхагбаев.
Долгор Мажитова.
Бальжит Шагдарова.
Дансаран Мункуев.
Батомунко Аюров.
Илья Намдакович Эрдынеев.
Поёт Цыден Батоцыренов, баянист Ким Базаров.
Очир Цыдыпов. Фото 1961 года.
В Таптанайской средней школе.
Таптанай. 1989 год.. Учителя школы.
Помощь автору и его интернет-ресурсам - помощь себе и народу! Телефон - +79245168119, MIR 2202 2006 6800 1223, Юmoney - 5106 2180 3400 4697 (Балдоржиев Цырен-Ханда).
Продолжение следует.* * *
Популярные записи:
Свадьба и Урдо-Агинцы,
Свадьба и Урдо-Агинцы-2,
Догой и Догойцы, В Цокто-Хангиле,
Хара-Шибирь и Хара-Шибирьцы, Ламы Восточной Сибири, Турнир Базара Ринчино, 1988,
Бурятская свадьба,
1980-е, Встреча через 60 лет,
Боржигантай, фото, Судунтай, фото,
Смотр худсамов, 1987, Смотр худсамов 1987-2, Узон и Узонцы, Ага-Хангил и Ага-Хангильцы, Лучники Могойтуя и Новой Зари, Нижний Цасучей в 1985 году, Буряад Үнэн: Мысли вслух Виктор Балдоржиева-1, Буряад Үнэн: Мысли вслух Виктор Балдоржиева-2,