#Сельское_хозяйство_Забайкалья
Повторение пройденного. Из книги "Место под солнцем". 2017 г. Литрес, Ридеро.
Что и кто нам мешает совершенстсовать уже созданное?
___________________________________________________________________________________
О самоидентификации
Любая история - это пазлы, которые, в принципе, можно правильно собрать. Следователи тоже собирают истории. Пазлы официальной, государственной, истории никогда не сходятся. Это, как правило, сказки, подогнанные для удовлетворения и утешения чувств недалекого электората, возбуждения национальной гордости при дырявых штанах и голом заде, где всё наше самое великое по умолчанию, а всё чужое - дерьмо, пусть и в смокинге. Такая «самоидентификация».
Посмотрите на главный инструмент современного усмирения нравов - СМИ, ТВ, авторов блогов. Какая там наворочена самоидентификация! Какие у них могут быть понятия о сельском хозяйстве? Но у народа свои пазлы, которые всегда сходятся.
Например, на проблему сдачи мяса заезжим гастролёрам, жители Борзинских и Ононских степей отвечают: "Проще сдать заезжим, чем искать бойщиков, платить за справки. В итоге цена выравнивается". Справок надо от двух и больше. Бывает, что справок вообще не дают - карантин. Никто не против справок, они нужны. Но создаётся такая волокита, что выгодно сдать скотину живьём, а принимают только приезжие.
А что могут ответить на это забайкальские чиновники и депутаты? При этом мы должны помнить, что чиновник никогда не выйдет за рамки инструкции, которые получены в результате работы депутатов. Тогда каким же должен быть депутат?
Но вернёмся к истории животноводства Забайкалья.
С подросткового возраста я стриг овец. Достиг в этом совершенства и, естественно, признания и успехов. В молодости стал создавать стригальные бригады. Людей набирал из своих районов. Дети животноводов на генетическом уровне чувствуют анатомию живого организма. Со временем с нами стали работать жизнерадостные карачаевцы и чеченцы. Они приезжали к нам после стрижки овец на Северном Кавказе, Ставрополье, Казахстане. Все мы зарабатывали деньги.
У нас были неоглядные просторы, у них - горы. Однажды один из моих друзей-кавказцев долго и восхищенно смотрел в даль борзинской степи, потом неожиданно повернулся ко мне и, поражённый какой-то мыслью, прошептал: «Слушай! В такой степи только ленивый и бездарный человек может быть нищим! У нас клочки земли, а тут такие просторы, такие степи…» Он волновался, искал слова и эмоционально разводил руками. «Здесь только дурак может быть бедным! Да?»
Бедными были мы. Оставалось молчать. И думать: почему мы, при таких богатых колхозах, бедные?
Картина не складывалась, одни белые дыры, пазлов не хватало. Но даже если найти их и правильно сложить, то никому эта картина не нужна. Идентичность потеряна. Как идентифицируют, с тем и соглашаются…
Сохранившие себя
Дореволюционная перепись показывает, что примерно тридцать из всех имеющихся бурятских семей, не владели скотом. Может быть, они к тому времени входили в рабочий класс или стали служащими, что более вероятно, может быть, действительно были бедными. В Российской империи насчитывалось около 300 000 бурят. Делим это число на среднее количество семьи из пяти человек, получаем 60 000 семей. Из них только 30 семей не имели скота. Много, мало? Одно понятно: люмпенов не было. А сегодня? Скажем проще: люмпеном в российском государстве всегда будет тот, кто не имеет ничего своего. Им может стать любой чиновник и любого уровня.
Далее. Каким количеством скота владели до революции русские, которые занимались промышленным животноводством? Генералы, есаулы, сотники, хорунжие, урядники, рядовые казаки, тысячи бурят и русских владели на забайкальских просторах огромным количеством скота. И знали: чем занимаются, что защищают. Многие из них их погибли, часть ушла за границу: в Китай, Монголию, Австралию, Латинскую Америку, Европу. А тех, кто остался на местах, выслали в сибирскую тайгу.
Животноводство русского населения возникло на основе животноводства коренных народов и к началу революции превзошло достижения своих предшественников.
На мой взгляд самый объективный литератор Забайкалья Анатолий Кайгородов, уроженец Трехречья - русского района в Китае, куда эмигрировало много русских животноводов Забайкалья. Его художественные и документальные рассказы обогатились исследованиями современников. Ю. В. Аргудяева в работе об истории Трехречья пишет, что до 1956 года в русских поселениях лесостепной зоны каждая семья содержала до 500 голов животных, в степной зоне эта количество доходило до 1000 голов. Это, видимо, был только крупно-рогатый скот. Вот краткое и очень ценное для нас замечание Ю. В. Аргудяевой: «Неясно, включена ли сюда численность овец. Скорее всего - нет, так как большинство трехреченцев говорят о несметных стадах этих животных…»
Русское Трехречье это примерно 11 с половиной тысяч квадратных километров, то есть примерно два средних района Забайкалья. Максимальное количество русского населения доходило до 28 тысяч человек, которые, в большинстве своём, были репрессированы и вывезены до 1956 года органами госбезопасности СССР в Казахстан и другие места.
Бурятский Шэнэхэн (Новое) - около 9 тысяч квадратных километров территории в окрестностях города Хайлар. В наше время там проживает более 7000 тысяч бурят-монголов, потомков уроженцев Забайкалья.
На мой взгляд, в этих местах сохранены зачатки будущей, обновленной во всех отношениях, модели сельского хозяйства нового Забайкалья, которое может стать ведущим животноводческим регионом страны.
Много лет я всматривался в бинокль на русской стороне границы в сторону русского Трехречья и бурятского Шэнэхэна Китая, прислушивался к рассказам стариков, думал об истории родного края. Потом наступило время конкретного знакомства с жизнью своих соотечественников в Китае.
В своей монографии «Русское население Трехречья» Юлия Викторовна Аргудяева пишет о том, что деревня Челотуй основана на месте заимки А. П. Морозовым в 1914 году. Впоследствии у сына основателя деревни П. А. Морозова было около 7000 тысяч голов овец; деревня Светлый Колуй тоже основана на месте заимки в 1910 году. В каждом дворе держали не менее 500 или 1000 голов домашних животных, сын основателя деревни И. Е. Бизьянова ухаживал за 6000 овцами.
Примерно такие цифры и факты собраны по всем 18 деревням, которые были оставлены жителями в 1955-1956 годах. Не отдельные баи или помещики, а всё население владело громадным количеством животных!
Интересно, что после 1945 года органы госбезопасности почти не задели бурят Шэнэхэна (или мы ещё не знаем?), которые начали селиться в этой местности с 1903 года, то есть с началом земельной реформы в России. Причина - нехватка пастбищ, потом - революция, война, новые власти. В основном туда ушли буряты с берегов Онона и Торейских озёр, Адун-Челона, Харанора, Хадабулака, Борзи, Урулюнгуя. Именно с прекрасных степей между Ононом и Аргунью, где выращивали самых крупных овец в мире, о чём писал П. С. Паллас.
В 2006 году буряты Шэнэхэна жаловались своим сородичам с берегов Онона и Торейских озёр, что их скот уже не умещается на их территории, а с юга наступает промышленность Китая, и они вынуждены резать молодняк. Тогда, по их словам, на местность Барун-Сомон, где проживало 3600 человек приходилось 150 000 голов овец, коз, коров, лошадей и верблюдов. 24 головы на человека!
История Шэнэхэна написана моими родственниками на китайском, старомонгольском и русском языках, прожившими в Китае большую часть своей жизни и бывшими в разные годы лидерами эмиграции. Это, ныне покойные, Бодонгуд Абида и Самбугэй Лхамасурэн. Их история - беспрецедентные переходы с огромным количеством скота, сражения с более многочисленными племенами, настоящие войны, мучения и лишения в годы культурной революции. Главная задача - сохранить идентичность и призвание, которые только и могут давать подлинные результаты, а при совмещении с технологиями современности обойти любых конкурентов.
Земля одна, трава - разная
Все, кто бывает в Шэнэхэне и сами жители этого удивительного места на планете рассказывают, что ранней осенью, весной и летом степь там зеленая: всю траву поедает скот, а взамен вырастает новая. К тому же все пастбища поделены на участки, на которых пасутся и с которых перегоняют группы животных. Процесс непрерывный, сезонный, цикличный.
Трава в Шэнэхэне не может быть не зелёной.
Но у нас степь, обычно, серая, да ещё и в подпалинах. Пожары - обыкновенное дело. От пограничного и замусоренного Забайкальска до заваленной свалками Читы видно - трава не поедается скотом, которого, кажется, с каждым годом становится больше. Но животных всё равно мало. Идентичность региона вытравлена, животноводством занимаются вынужденно. Глобальные и катастрофические пожары здесь неизбежны: скота, мало, трава не поедается, ветошь накапливается в огромных объёмах и масштабах и горит, как порох. Бесхозяйственность полная.
В нормальном государстве разведение животных должно быть плановым, уход за территорией - систематический и посезонный, трава должна поедаться скотом, скашиваться на сено, заготавливаться, сортироваться и продаваться, если есть такая возможность. Трава - это деньги. Сельское хозяйство и животноводство - это возобновляемый ресурс. Земля, как писал известный экономист Уильям Петти, - это мать богатства, а труд - отец богатства. Но земля бесхозная при живых людях. Всё, что вырастает в степи - возможный капитал и бюджет региона, финансы, которые пропадают в Забайкальском крае на корню. Пока наша степь из года в год покрывается ветошью, характеризуя качество законодательной и исполнительной власти. В пожарах исчезают целые сёла.
Можно ли восстановить сельское хозяйство в Забайкальском крае? Не только можно, но и нужно. Пока есть люди, память ещё жива. Читал, что бывший президент Бурятии В. В. Наговицын намеревался переселить из Шэнэхэна в республику бурятские семьи. Вполне разумная идея. Но дело в том, что буряты Шэнэхэна наши люди, потомки уроженцев Восточного Забайкалья. Они охотнее переселятся на земли предков, чем за Яблоновый хребёт. Есть такое настроение в Шэнэхэне? При современном развитии Китая и наступлении промышленности на пастбища Автономного района Внутренняя Монголия они обязательны. Нужны специальные программы и договоренности на уровне двух государств.
Современная власть в центре ставит руководителям на местах единственную задачу - увеличить поступление налогов. Остальные задачи - на бумаге и вторичны. Но депутаты и чиновники Забайкальского края не справляются даже с первичной задачей, а о вторичных задачах, тем более социальных, не может быть и речи. Как могут люди, не могущие использовать по прямому назначению федеральные деньги, а таких случаев достаточно, делать что-то ещё сверх этих задач? Как они смогут собирать деньги на местах, организовать жизнедеятельность общества, развивать сельское хозяйство?
Разве при рачительных и строгих хозяевах к нам ринулись бы толпами китайцы и монголы, которые мобилизуют местное население на выкапывание и сдачу корней степных растений? Скорее всего, из корней добываемых трав готовят за границей не лекарства, а наркотики, которые возвращаются к нам же. Есть такие сведения.
Степь, которая должна зеленеть и кормить животных, теряет корни, ибо наш человек не идентифицирует себя как жителя и хозяина степи. Опустошённый и опустыненный духовно, он превращает в пустыню место своего обитания при подстрекательстве преступников и молчаливом согласии властей. Наш человек привык к тому, что много лет мимо него в Китай следуют составы с лесом, теперь он участвует в добыче и вывозе тоннами корней солодки, сапожниковии растопыренной, потом настанет очередь других трав. Сначала вывозили лес, теперь - траву! Вопрос поставлен просто: либо копать и продавать траву, либо страдать от безденежья и медленно вымирать, а мясо и другую продукцию будут закупать заезжие гастролёры.
Таким нашего человека сделали за десятилетия, возможно и за столетия, власти разных режимов.Неужели не понятно, что пока люди не отстранят от власти воров и бездельников, развития животноводства и сельского хозяйства Забайкалью не видать? Поднимается ли такая тема в других регионах страны?
В истории сельского хозяйства не хватает ещё многих пазлов. Некоторые из них - истории наших исчезнувших колхозов и совхозов. О них будут следующие материалы.
Продолжение следует.
Литература: Ю. В. Аргудяева, монография. «Русское население Трехречья».