Вещи (1 часть)

Feb 19, 2013 20:26


Действующие лица:

Стол

Стул

Торшер

Вешалка

Ковер

Чиновник

Секретарша

Наставник

Рабочие

Прочие вещи

1 эпизод

Кабинет чиновника. Стол - тучный мужчина с широкими плечами держит столешницу, находясь под нею; сила и врождённая флегматичность позволяют ему оставаться неподвижным в течение всего рабочего дня. Стул - невысокий худощавый мужчина, очень гибкий и выносливый, что позволяет ему принимать любые позы, удобные для сидящего на нем человека; обит дорогой приятной на ощупь тканью, рисунком навевающей мысли о дождливом осеннем пейзаже за окном. Напольный светильник (торшер) - девушка класса люкс; держит в каждой руке по плафону стилизованному под цветы лотоса; услаждает взгляд тонкими чертами лица и детально прорисованным рисунком тела; цвет волос приятно гармонирует с обоями. Напольная вешалка - высокий мужчина, сильный и выносливый, способен удерживать вес до сорока килограмм в течение всего рабочего дня; стилизован под старое дерево (не сочетается с прочими предметами интерьера, что придаёт кабинету некоторую эклектичность и примечательность по сравнению с прочими, обычными кабинетами, оформленными заурядными дизайнерами). Прочие вещи - стулья для посетителей, шкаф для книг и т.д. - выполнены в обычном, нейтральном офисном стиле.

В кабинет входит чиновник. Садится за стол. Несколько минут сидит совершенно неподвижно, уставившись в одну точку. Звонит телефон. Чиновник снимает трубку непрерывным, плавным, отлаженным до автоматизма движением.

Чиновник. (В трубку) Да? (Слушает) Ничего не делаю - работаю. (Слушает) Кофе? Хорошо, через пять минут в кафетерии.

Чиновник встаёт и выходит из кабинета. Тишина и неподвижность. Все вещи на своих местах. Вдруг стул не выдерживает и произносит одну короткую фразу со вздохом, почти шепотом.

Стул. Плечо болит.

Через некоторое время ему отвечает вешалка.

Вешалка. Сильно болит?

Стул какое-то время молчит, потом отвечает. Все диалоги вещей сопровождается подобными паузами.

Стул. Очень.

Вешалка. Это плохо.

Стул. Боюсь, что может сломаться.

Вешалка. Они тебя утилизируют.

Пауза

Вешалка. Это очень плохо.

Стол издаёт недовольный скрип и все замолкают. Через некоторое время в кабинет входят рабочие и заносят ковер - молодого мужчину прямоугольной формы с правильным классическим рисунком на теле. Они кладут его на пол рядом со столом и выходят. Как только рабочие выходят из кабинета, ковер садится и начинает говорить.

Ковер. Здравствуйте.

Стол издает скрип ужаса.

Стул. Что вы делаете?! Вам нельзя двигаться! - вы же вещь, вещи не двигаются!

Ковер принимает прежнее положение.

Ковер. Простите, пожалуйста. Я недавно работаю ковром и ещё не знаю всех тонкостей. Скажите, а неподвижно лежать нужно в течение всего рабочего дня? Тут нет перерывов? Это, наверное, очень тяжело?

Стол берет себя в руки. Его скрип полон внутренней ярости и плохо скрываемой угрозы.

Стул. Нельзя так много слов!

Вешалка. И громко тоже нельзя!

Стул. Только шепотом!

Ковер. Простите, я же не знал.

Стол скрипит уже с явной угрозой. Повисает неловкое молчание. Первым не выдерживает ковер.

Ковер. (Шепотом, несколько обиженно) Простите, пожалуйста, но как же я узнаю, как мне нужно себя вести, если вы не разрешаете мне спрашивать?

Стул. Говорите коротко, шепотом.

Ковер. Что мне нужно знать?

Стул. Говорите коротко, шепотом.

Пауза

Стул. Нельзя двигаться.

Пауза. Ещё одна пауза.

Ковер. Это всё?

Стул. Да.

Пауза

Ковер. (Так тихо, что кажется, его никто и не слышит; может быть и не кажется, может быть его и вправду никто не слышит) Знаете, я первый день работаю ковром. До этого мне приходилось играть роль только воробья. Я пять лет работал воробьём и уже рассчитывал перейти в разряд канареек, но как-то зимой сильно простыл и чирикал с кашлем и сморканьем. Чиновник, под окнами которого я сидел, так разозлился! Он заявил, что я своим скрипом испортил ему настроение на целый день, а без настроения он не может работать, собрался и ушёл домой. После этого случая меня хотели перевести в столы, мол, если скрипит, значит - мебель. Но все вакансии были заняты и меня перевели в ковры. Говорят работа, хоть и пыльная, но не тяжёлая. Унизительная только: по тебе ходят, на тебя стряхивают пепел и хлебные крошки, а потом - пылесосят. Говорят, от этого, от того, что тебя пылесосят, здорово страдают глаза и уши: в одни попадает пыль, а другие все время засасывает. Но я выдержу! Знаете, у меня семья: жена и дочка. Они очень нуждаются во мне. Сейчас так сложно найти работу. Как думаете, когда пошла эта мода, брать людей на работу в качестве мебели и прочих вещей?

Пауза

Ковер. (Чуть громче) Как думаете, когда пошла эта мода, брать людей на работу в качестве вещей?

Стул. Коротко!

Ковер. Когда люди стали вещами?

Стул. Не знаю.

Ковер. (Так же тихо) Я тоже не знаю. Но говорят, что после того, как население земли перевалило за отметку девяти миллиардов. Это было так давно. Наверное, уже нет ни одного человека, который бы застал прежнее время. (Помолчал) Скажите, а у вас есть семьи?

Пауза

Ковер. (Чуть громче) У вас есть семьи?

Стул. Была. Когда-то. Кажется. Точно не помню.

Вешалка. А я из детдома. Кажется.

Прочие вещи сохраняют молчание. Только стол как-то неопределенно очень тихо скрипит, будто вспоминает, но вспомнить не может.

Стул. Была семья. Но я их давно не видел.

Ковер. Почему?

Стул. Не помню. Вещам не положено иметь память и личную историю. Только антиквариату.

Ковер. Совсем не помните?

Стул. Кажется, я перестал появляться дома.

Ковер. А почему вы перестали появляться дома?

Стул. Это было неправильно. Вещи должны находиться там. Где их оставили люди.

Ковер. Но ведь мы тоже люди!

Стул. Мы вещи. Мы должны проникнуться этим фактом. Без этого хорошей вещью не стать.

Ковер. (К вешалке) А что, нам совсем нельзя выходить из этого кабинета?

Вешалка. Можно. Но нужно ли?

Ковер. А семья?

Вешалка. (С нотками грусти) Это пройдет. К сожалению. У меня её не было, поэтому мне было легче.

Ковер. (К стулу) Вы не хотите пойти домой? Вас же там ждут.

Стул. У меня нет дома. Я - стул. Если я стану идеальным стулом. То смогу со временем превратиться в посредственное стекло. Меня вставят в раму, и я буду абсолютно прозрачным. Как будто меня нет вовсе. Но на самом деле, я буду.

Ковер. Это ваша мечта?

Стул. Да.

Ковер. Бог ты мой. Вы все хотите стать стёклами?

Вешалка. Я хочу стать. Деревом.

Ковер. Ну, это уже лучше.

Перегорает лампочка в одном из цветков лотоса и торшер издаёт чёткое и громкое «Дзинь». Все замолкают, входит рабочий, меняет лампочку и выходит.

Стул. Кажется, мне было плохо. Тогда ещё. Когда я жил дома. Одиноко. Будто сквозняк внутри. Как в пустом доме. Я мало зарабатывал. Я им мешал. Им стало лучше. Когда я исчез. Для них я всегда был мебелью. Я не хочу, чтобы меня видели. Не хочу, чтобы меня замечали. Я хочу стать стеклом. Хоть на это-то я имею право!

Угрожающе скрипит стол, стул умолкает. Вешалка вздыхает. Ковер хочет что-то сказать, но не решается. Через какое-то время входит рабочий. Он ведёт за руку секретаршу - девушку класса люкс, высокую стройную блондинку с голубыми глазами. Следом входит чиновник. Рабочий выходит. Чиновник подводит девушку к середине кабинета, осматривает. Подтаскивает стул (он ниже секретарши на голову) и встаёт на него, чтобы было удобнее рассматривать новый предмет.

Чиновник. Так, что это у нас здесь? Новая секретарша. (Берет секретаршу за грудь) Третий. А заказывал четвёртый. (Достаёт из кармана швейный метр, измеряет объём бёдер) И бедра толстоваты. (Открывает ей рот, засовывает туда палец) Ладно хоть температура нормальная.

Спускается со стула, выводит секретаршу из кабинета. Возвращается, стоит посреди каабинета, тупо смотрит в стену, затем переводит взгляд на часы.

Чиновник. Полчаса до обеда. Пора идти.

Уходит.
Previous post
Up