Хотя балабановский Петербург изучен, исхожен и отфотографирован, в нём всё ещё остаются белые пятна. Так, например, практически обделёно вниманием поклонников «Брата» здание, в котором происходит встреча Багровых, а позже и самая трогательная сцена фильма. Пробел надо восполнить, тем более что Данила называет адрес, тут ничего и искать не надо.
***
Виктор Багров. Брат. Старший брат. Ради встречи с ним Данила и приехал в Ленинград. Походив по городу, Даня в конце концов нашёл своего родственника в доме на набережной Мойки.
- На колени. Руки вперёд.
- Я брата ищу! Багров Виктор. Он жил здесь. Я брат его младший, только два дня в Ленинграде. Мне мать его адрес дала: Мойка, 1, квартира 8.
Мойка, 1. Это знаменитый дом Адамини (по фамилии архитектора), или дом Антонова (по фамилии купца, первого владельца). Расположен возле Тройного моста - там, где от Мойки отходит канал Грибоедова.
У здания тройной адрес, так как дом Адамини занимает участок между Мойкой (№ 1), Марсовым полем (№ 7) и Аптекарским переулком (№ 8).
Мойка, 1. (8 относится уже к Аптекарскому переулку.)
Квартира 8 на втором этаже.
Здесь Казимир Малевич
впервые представил публике свой «Чёрный квадрат».
В доме Адамини в своё время жил режиссёр Алексей Герман, первый продюсер и учитель Балабанова. Алексей Юрьевич, сам снявшийся в балабановском «Замке», перестал общаться с Алексеем Октябриновичем из-за фразы Данилы «я евреев как-то не очень».
Вся режиссёрская рать: Балабанов, Рогожкин, Сельянов, Сокуров, Герман (второй справа), Масленников. Фотография сделана до обиды Германа на Балабанова.
Источник:
фотоархив журнала «Сеанс» Вообще, бытовой шовинизм в «Братьях» - это тема, по которой не прошёлся только ленивый. Балабанова упрекали и упрекают в отсутствии авторского осуждения, но режиссёр ведь и не одобрял националистические реплики и выходки своих персонажей, он лишь показывал то, что происходит в действительности. И делал это не без иронии. Старший Багров жалуется на то, что чеченцы не дают житья ему, русскому человеку. А какая у самого Виктора кличка? Татарин. Кому Даня говорит «скоро всей вашей Америке кирдык»? Французу. Кто помогает Даниле во втором «Брате» и является самым добрым, позитивным балабановским персонажем (наряду с Гофманом из первой части)? К кому в трудную минуту Багров обращается с легендарным «ай нид хелп»?.. То-то и оно.
Но вернёмся к питерскому зданию. Интерьеры квартиры Виктора снимали не в павильонах киностудии, а в само́м доме Адамини.
За окнами виден находящийся неподалёку храм Спаса на Крови (пишу название без дефисов).
- Ты пей-пей! А у меня ещё дела сегодня.
- Оружие на пол! Руки за голову, всем лежать! Морды в пол!
Вид на храм со стороны дома Адамини.
С этими местами связана старая недобрая русская традиция - убивать своих правителей. В 1881 году здесь был смертельно ранен император Александр II. На том месте, где народоволец бросил бомбу и где пролилась кровь государева, и был построен храм. Храм Спаса на Крови.
Вид со стороны уютного канала Грибоедова.
Недалеко от храма и дома Адамини находится Михайловский (Инженерный) замок. В нём в 1801 году был избит и задушен заговорщиками Павел I, дед Александра II. Два столетия спустя убиенного монарха в фильме «Бедный, бедный Павел» сыграет Виктор Сухоруков.
А роль Николая Зубова, одного из убийц Павла I, исполнит… Сергей Мурзин, бандит Круглый из «Брата».
- Любишь медок, люби и холодок.
Интересно, но это не единственный случай, когда фигура Павла I оказывается связанной с творчеством Балабанова и Бодрова.
Музыкальная заставка кинокомпании «СТВ», которая прокручивается в начале «Братьев», «Войны» (о локации съёмок которой я
уже писал) и фильма «Сёстры» Бодрова, - это
отрывок из сюиты Сергея Прокофьева для «Поручика Киже».
Поручик Киже́ (не Ки́же) - это офицер, которого никогда не было, это армейско-бюрократический симулякр, персонаж питерской байки времён правления Павла I. В 1934 году историю о загадочном поручике Киже экранизировали, а музыку к фильму написал Прокофьев.
Источник:
Кинопоиск И снова возвращаемся к дому Адамини. Здесь криминальный авторитет Круглый и его архаровцы пытали Виктора Багрова.
- В штабе, говоришь, служил? Писарем?.. Сначала Шишу, потом двое пропали, а теперь Крота завалил. Запросто так!
Здесь же Даня даёт отпор бандитам, после чего происходит самая трогательная сцена этого жёсткого фильма.
- Прости, брат. Не стреляй, пожалуйста, не убивай меня…
- Брат! Ты брат мой! Ты же мне вместо отца был… Я же тебя папкой называл…
Ну да, «ты брат мой», «не брат ты мне». Всё верно. Когда аргументов не хватает, когда вокруг хаос, то люди ищут спасение в тёмной стихии рода и кровных связей. Хотя на самом деле там мрак. Родство по крови образует стаю, родство по крови порождает кровь.
В конце Данила прощается с братом и со Светой, под наутилусовского «Зверя» бродит по Петербургу-Ленинграду, после чего приходит на Дворцовую набережную.
На противоположном берегу Невы видна башня Кунсткамеры.
Данила спустился с набережной к пристани.
Теперь в кадр попали Стрелка Васильевского острова и Ростральные колонны (всем знакомые по пятидесятирублёвым купюрам).
Противоположная панорама. Вдали находится
Троицкий мост, у которого Даня был - и мы вместе с ним, - когда искал брата.
Справа виден Эрмитажный мост, построенный над Зимней канавкой. Этот небольшой канал, уместившийся между Невой и Мойкой, уже дважды встречался нам в предыдущих рассказах о маршруте Данилы в Петербурге.
Вид на пристань, на которую пришёл Багров, со стороны Невы.
Мечта посетить все места съёмок «Братьев» практически исполнена. По пути к ней прошёлся и по топографии «Войны». Мысль об этом греет душу. Впереди - супергород Чикаго.
P. S. «Не Ленинград, а Петербург. Питер… Красивый город, но провинция», - говорит Виктор. И ошибается. Не столица и не провинция. И Ленинград, и Петроград, и Петербург. Удивительный город, лучший в России.
Санкт-Петербург.
Петроград.
Ленинград.
Питер.
***
Содержание:
«Брат» в Петербурге. Открыточные виды:
Часть I.
1-й Зимний мост, Медный всадник, Исаакиевский собор, Аничков мост;
Часть II.
Мойка, Казанский собор, Троицкий мост;
Часть III. Дом Адамини, Дворцовая набережная.
«Брат 2» в Москве:
Часть I.
Автомобильная погоня;
Часть II.
Квартира Фашиста на Хитровке;
Часть III.
Яузский бульвар;
Часть IV.
Высотка на Котельнической набережной;
Часть V.
По маршруту таксиста;
Часть VI.
Виктор Багров;
Часть VII.
Банкир Белкин;
Часть VIII. Бонус-трек.
Топография «Войны»:
Часть I.
Чегемское ущелье Балкарии;
Часть II.
Черекское и Баксанское ущелья Балкарии, Санкт-Петербург, Москва.