КАТЯ МЦИТУРИДЗЕ ПОГОВОРИЛА В КАННАХ С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ

Jun 10, 2010 17:56



В последнем (#06_2010) номере Menu Magazine ― большой рассказ ведущей Первого канала Екатерины Мцитуридзе о 63-м Каннском фестивале. В рамках этого большого рассказа ― ее небольшое интервью с автором фильма, пройтись по которому раскаленным катком стало в последнее время хорошим тоном. Я говорю о Никите Михалкове и его "Утомленных солнцем 2". Сам я, в отличие от многих критиков картины, фильм смотрел. Высказываться по его поводу я не буду. Скажу только, что лично меня сильно напрягает любая массовая травля, даже если она направлена против человека, который в моей поддержке явно не нуждается. Думаю, что любой переживший Советскую власть в более-менее сознательном возрасте меня поймет.
Итак, слово Кате Мцитуридзе:

Если не вспоминать «Уолл-стрит 2» и проливные дожди, фестиваль под номером 63 в Каннах прошел удачно. Даже то, что наша пресса «дружелюбно» называет провалом, вовсе не провал - Никиту Михалкова на вечерней премьере встречали тепло и довольно долго держали на аплодисментах. Если кто-то утверждает обратное, значит, его не было в зале! Другое дело пресса. Международная пресса у фильма сложилась прохладная, но тоже без каких бы то ни было перегибов. Перегибы как раз случились в нашей прессе, которая, к сожалению, в большинстве случаев не любит или не умеет отделять личную неприязнь от профессионального долга. А долг нашей профессии - передавать информацию без лишних эмоций и без личностного отношения, которое в любом случае искажает событие. Правда, несколько лет назад я лично пострадала от такого абстрагированного подхода именно в связи с Михалковым и ситуацией дележа здания Киноцентра на Красной Пресне. Изо всех сил стараясь сохранить нейтральную позицию, я заслужила мощное неодобрение Никиты Сергеевича. Я была единственным журналистом в Венеции, кому режиссер отказал в интервью. Чарльз Макдональд, глава одного из крупных pr-агентств, которое занималось фильмом «12», с дикими извинениями передал мне отказ лично от мэтра. Без мотивации. В ситуации «Утомленных солнцем 2» я решила свою швейцарскую позицию не менять. Предложила записать интервью продюсеру фильма Леониду Верещагину. Через полчаса в отеле «Карлтон» я узнала многое, что открыло мне «главного героя» с новой стороны.

Никита Михалков: Дело в том, что они посмотрели 248 картин и выбрали 19, это, конечно, уже престижно. Но я, честно говоря, никаких иллюзий по этому поводу не питаю, в силу того что все иллюзии здесь испытал за четыре раза участия в конкурсе. Это раз. А во-вторых, настолько энергетически эта картина как бы аккумулировала тех, кто ее делал, что если бы мне сказали, допустим, «Никита, получаешь пальму и будешь режиссером той картины, которая получит пальму. Вот любой картины - английской, голландской, не важно, но получишь пальму» - я бы даже не задумывался ни секунды. Потому что дело не в том, что мы соревнуемся, а в том, что мы вкладываем. Столько было вложено в эту картину с точки зрения и боли, и любви, и формирования колоссальной кинематографической семьи, которая умеет работать в длинную, что я бы предпочел при любых условиях остаться автором этой картины. Она начинает работать не во время просмотра, а позже. Это долгоиграющая картина. В ней очень много зашифровано. Тонкий человек начинает себе задавать вопросы: почему у татар молитва, а у русских адрес «Минск, улица Горького»? Почему мина спасает девочку, но взрывает тех, кто ее не взял? Это метафизические вещи. Весь смысл этой части картины в том, что здесь метафизика и как бы случайность идут в разрушение и в трагедию. Во второй части метафизика и как бы случайность идут в позитив и, наоборот, в созидание.



Многие обвиняют вас в кровавости?

Катя, проблема очень серьезная. Людям даже представить не хочется, чтобы было бы с ними, если бы они попали в те условия. А это потеря иммунитета. Это неготовность ни к чему. Поэтому для меня было очень важно: вот пришел человек в кино, может быть, у него очень серьезные проблемы, посмотрел, вышел - что?! Да вы чего?! Хочу мороженого купить - и могу! Хочу в трамвай сесть - и сяду, хочу домой пойти - и пойду. Потому что, когда люди воюют где-то, да, тоже похоронки приходят. Но это где-то. А люди, которые воюют у себя дома, одни не воюют, воюет все - дети, старики, речка, поле, лес, скамейка, гора - все воюет. Я понимаю людей, которые говорят: «Что вы мне всю эту кровищу, мерзоту, фу!» Я их понимаю. Но ничем не могу им помочь. Я могу помочь им только своей картиной, понимаешь?

Я понимаю вас, и мне неприятно, что многие мои друзья, чье мнение для меня весомо, выступают против фильма только потому, что полностью проецируют на него свое к вам отношение. С другой стороны, Никита Сергеевич, вы тоже немало делаете для того, чтобы наживать себе врагов. «Свой среди чужих, чужой среди своих» - это прямо стало вашим талисманом!

Так и есть. Дело в том, что тут очень тонкая вещь: за что ты человека любишь, можешь не объяснять, а когда ты человека ненавидишь, объяснить обязан. А когда этого объяснения нет - извините! Вы мне неинтересны. Ну тьфу-тьфу-тьфу-тьфу! Не люблю, не люблю, не люблю! Это не объяснение! Ну не люби! Не вопрос.

Ну сейчас как раз ясно, за что вас не любят - вся ненависть, которую вы вызываете, направилась на фильм. Опять большие деньги за ним стоят…

Понимаешь, мы должны сохранить большой стиль. Деньги, которые на эту картину пошли? Ребята, ищите их на экране, они все там. Эта картина, еще одна, другая какая-то, еще две такие - и заработает механизм того, что называется индустрия кино, вот этого большого стиля. На эти деньги, мне говорят, можно было снять 20 картин. Да. И что?! Ну можно было снять 10 «Яиц судьбы». И?!

Как вы защищаетесь от такого количества негатива, обрушившегося на вас? Как сохраняете равновесие?

Я не могу объяснить себе, почему меня совершенно не задевает то, что говорят про картину. Говорят чудовищно, причем не про кино, а про меня, про родителей…

Вы знаете, у всех бывают неприятности, я вот всегда стараюсь извлекать смысл из любой ситуации. Чему вас научила эта ситуация?

Скажу так: все повылазило изо всех щелей и приобрело имя, отчество и фамилию. Кто что стоит и куда гребет - очень важный факт, который является своего рода камертоном. А научило меня это очень важной вещи. Как говорится в 50-м псалме ― «Сердце чисто созижди во мне». Оставь сердце чистым. Не получать удовлетворения от того, что кому-то ответил грубо, очень трудно. Но это дает колоссальную внутреннюю уверенность, что ты прав. Что бы ни говорили. В чем ты прав? Ты снимал это по конъюнктурным соображениям? Нет. Ты снимал это для денег? Нет. Для славы? Нет. Ты снимал это потому, что не мог не снимать? Да. А когда это так, то какая мне разница, что они про меня говорят? Катя, мама моя говорила: «Никогда не обижайся, потому что если тебя хотят обидеть, не доставляй удовольствия. А если не хотели, можно простить…»

Полный отчет К.Мцитуридзе о 63-м Каннском в июньском номере Menu Magazine

НИкита Михалков, menu magazine, Екатерина Мцитуридзе, #06_2010

Previous post Next post
Up