Фильм «Мастер» снял прославленный Пол Томас Андерсон, каждый чих которого признается любителями глубокого кино и критиками, тоскующими по большому стилю, гениальным. Трое из занятых в фильме актеров - Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман и Эми Адамс - номинированы на Оскар. Сам режиссер уже получил венецианского «Серебряного льва» за лучшую режиссуру.
Скорее всего, недавно перенесенный грипп дал неожиданное осложнение, не позволяющее мне влиться в общий хор любителей Андерсона, но фильм показался мне удивительной смесью напыщенной многозначности, интеллектуальной беспомощности и занудного психологизма.
Его главный герой в исполнении Хоакина Феникса - типичный мудак, не способный вызвать сочувствия даже у матери Терезы. Он проживает свою бестолковую жизнь, скрашивая ее потреблением коктейлей, составленных по собственным рецептам из бухла различной крепости, бытовых растворителей, промышленных спиртов и безымянных таблеток.
В отличии от увлекавшегося похожей алхимией лирического героя Венечки Ерофеева, герой Хоакина Феникса начисто лишен обаяния и глубины. Сам Хоакин Феникс трагедию своего персонажа, очевидно, понимает, но старается об этом не думать и, взяв в самом начале картины одну фальшивую ноту, мастерски дотягивает ее до конца.
Герой второго плана (его не менее блестяще играет Филип Сеймур Хоффман) - аферист на доверии, излечивающий людей от мнимых болезней и избавляющий их от несуществующих проблем. Целитель, мессия и друг, которого у тебя никогда не было. Вроде Рона Хаббарта или около того. Единственный минус персонажа Хоффмана в том, что он в своих телегах абсолютно неубедителен. По идее, это должно было поставить крест на его профессиональной карьере еще в юности, но не поставило. По ходу фильма он несколько раз принимается объяснять, как все на самом деле устроено, но ни разу не может договорить до конца. Оппонентов он просто посылает на хер, а что думают приверженцы его вообще не парит. Несмотря на свою ментальную несостоятельность, этот тип умудряется неплохо зарабатывать, видимо, пользуясь тем, что, согласно сценарию, все остальные люди гораздо дурнее, чем он сам.
Общение мудака с аферистом продолжается 2 часа 17 минут экранного времени и, в конце концов, помогает первому решить одну из своих мудацких проблем - он успешно склеивает в баре самую страшную телку, с которой немедленно вступает в связь, торжествуя победу жизни над небытием или еще какую хрень, которую имели в виду создатели ленты.
Идеологическая и смысловая нагрузка картины - на уровне третьекурсника философского техникума, который пытается запутать девчонок из соседнего магазина. Если кто-то усмотрел в этой идейной каше с эзотерическим изюмом хоть каплю здравого смысла, прошу разъяснить мне медленно и терпеливо.
Не могу не отметить саундтрек, созданный гитаристом группы Radiohead Джонни Гринвудом - музыка в фильме звучит, не переставая, будто автору платили понотно. Правда, на фоне всего вышесказанного музыка - вообще не проблема.
Я очень надеюсь, что я просто чего-то недопонял и фильм будет с интересом встречен пытливым российским зрителем и заработает все положенные ему оскары и даже немного больше.
Но, мне кажется, что книга лучше. В данном случае - любая.