Кругу общения, возможностей и интересов Бориса Бергера можно только позавидовать. Неудивительно, что именно этот человек придумал Котю и вывел его не просто в люди - в мир! В чем-то детская мечта нашего героя стать космонавтом сбылась: еще чуть-чуть, и его герой начнет покорять Вселенную…
Борис, вы всегда хотели быть художником? И с чего начался ваш путь мастера арт-перформанса?
В детстве я мечтал быть космонавтом. Потом врачом. Художником стал случайно, под влиянием друзей - настоящих художников: Тани Мун, Эдуарда Путерброта, Тимура Сулейманова, Юли Ивановой, Гоши Буренина, Александра Аксинина. Сейчас я демиург, но, надеюсь, скоро уже наконец-то стану космонавтом.
Арт-перформансы начались с 1992 года. За плечами были выставки во Львове, Москве, Питере и Махачкале. Картины мои уже имелись в музеях и частных коллекциях. Была весна, и надо было делать выставку в львовской галерее Жоры Касавана. К этому моменту я прошел свой путь художника от образа к неизображению, и рисовать уже не хотелось. Я сидел ночью дома и смотрел слайды своих новых акварелей. Внезапно из спальни выбежала моя голая пятилетняя дочь (маленькая восточная девочка) и пробежала сквозь пространство слайда. На следующий день ко мне в гости пришла подруга, режиссер Татьяна Малиновская. Мы поставили малютку на табуретку, кассету индийской музыки в магнитофон и долго смотрели, как Алиса кружится под слайдами. Так родились арт-перформансы «Калидаса», «Сны Иосифа» и «200 цветов снега», кадры из которых вошли в замечательную арт-энциклопедию Андрея Бартенева «Люди и краски».
В ком и чем вы черпаете ваши идеи и вдохновение? Наверняка в свое время не обошлось без влияния обэриутов, сюрреалистов и т.п.?
Обычно, когда меня спрашивают, откуда идеи, я отвечаю правду - от маленького желтого верблюда. Есть у меня такой плюшевый с детства. Но для вашего журнала открою тайну. Идеи и мысли - это живые существа. Они приходят из космоса и завладевают сознанием. Естественно, как и всякий образованный человек, я очень люблю и сюрреалистов, и обэриутов и т.п.
Откуда взялся Котя? Кто его прототип и как вам пришла в голову идея внедрения Коти в мировое искусство?
Первый Котя родился в 2004 году после посещения какой-то большой биеннале в ЦДХ, когда я увидел, насколько сейчас гламур и китч побеждают культуру. Я тогда поехал в Германию, и у меня возникла идея такого свифтовского проекта. Я люблю Джонатана Свифта - это смесь философии, иронии и фантазии и одновременно борьба с пошлостью, глупостью, мракобесием и невежеством.
Борис Бергер - режиссер. Что вы можете рассказать об этой стороне вашейдеятельности?
Я оформлял и ставил спектакли и перформансы, пытаясь синтезировать разные жанры в самых разных и непредсказуемых местах. Это были галереи, дома актера, театры, фестивали. Мне нравится слово «режиссер». Я режиссер сложный. Я даю артистам очень много свободы в начале и становлюсь очень жестким в конце. Я диктатор и самодур. Я все время подключен к космосу. Я Бог. Я Творец. «Создатель пьян и холоден как рыба. Он лишь привратник в доме у творца». Не все это выдерживают.
Вы как-то сказали, что не верите в искусство и творчество. Как это? Получается, вы не верите в то, чем занимаетесь?
Творчество - это путь познания. Искусство - это магия. Все это уже в прошлом. Теперь я учусь жить. Искусство жизни и искусство смерти беспокоят меня больше, чем прикладное искусство.
Борис Бергер сегодня - какой он? У вас есть характеристика?
Злой одиночка даос-агностик, еврей-дзенбуддист, гордый герой не нашего времени.
Полностью интервью читайте в ноябрьском номере журнала MENU#11_2012