На наш призыв "
«Разоблачения» сталинского периода и фальсификации современные. Обращение к экспертам" откликнулся доктор философских наук Рыбин Владимир Александрович и предоставил свой материал. Представляем его статью:
Отработанный материал или наука ненависти к СССР: о фотовыставке «Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху»
Выстроим в один ряд некоторые события в культурной жизни Челябинской области: 2015 г. - презентация книг «Проблемы сохранения исторической памяти в Магнитогорске…» и «
Спецпереселенцы - строители Магнитогорска», посвященных репрессиям в эпоху сталинизма; февраль 2016 г. - кинофестиваль в Челябинске «Полный артхаус», хитами которого стализарубежный фильм «Эйзенштейн в Гуанохуато», где создатель революционного кинематографа, автор шедевра «Броненосец Потемкин», изображен в самом непотребном виде, а также местная поделка «Ангелы революции», отмеченная превратным отображением реальной истории; начало 2016 г. - фотовыставка «Комиссар исчезает: фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху». Список можно продолжить, но даже при столь ограниченном перечне невозможно отделаться от впечатления, что службы, курирующие культурную политику в регионе, исповедуют идеологию определенного рода - нацеленную на десоветизацию.
Чтобы убедиться, так ли это на самом деле, посетим упомянутую фотовыставку, в качестве автора которой указан некий фотомастер из Великобритании Дэвид Кинг. - Зайдем в старый двухэтажный особняк по ул. Труда 76, рядом с областным краеведческим музеем; тут с недавнего времени размещается музей истории города Челябинска. На стендах и вдоль стен развешаны фотографии 20-30-х годов XX века, где фигурируют Сталин и другие политические деятели этого периода (надо заметить, что какие-либо образцы заявленного «искусства» на выставке отсутствуют). Некоторые из снимков хорошо известны: они воспроизводились прежде и продолжают воспроизводиться ныне в учебниках и энциклопедиях. Но, оказывается, известные нам варианты являются неполными: некоторые из зафиксированных на фото лиц были удалены посредством фотомонтажа по указанию Сталина еще в 30-е годы. - Что ж, Сталина в самом деле можно упрекнуть за это, но вот вопрос: кто из крупных политических деятелей вообще свободен от упреков подобного рода? Да что там приличные политики, даже председатель Сбербанка Герман Греф, этот «рыцарь отечественного неолиберализма без страха и упрека», недавно открыто заявил, что управлять массами надо посредством манипуляций. А уж если учесть масштаб того манипулирования общественным сознанием, которое практикуют современные СМИ (и зарубежные, и отечественные), то вина деятелей высшего советского руководства, распорядившихся удалить со страниц учебников изображения некоторых лиц, заподозренных в антигосударственной деятельности (нередко вполне заслуженно), выглядит и вовсе ничтожной. Невольно закрадывается подозрение: уж не манипулируют ли нами те, кто призывают «жить не по лжи» и обвиняют в недобросовестности других?
Дабы проверить это предположение, проанализируем комментарии к некоторым фотографиям. - Вот фото 1913 г., сделанное в Туруханском крае, где Сталин изображен вместе с товарищами по ссылке. Подпись гласит, что их «поражала его абсолютная беспринципность, коварство и жестокость». С чего бы это и откуда такие сведения?
Фото, сделанное в Баку в 1920 г., где наряду со Сталиным присутствует будущий нарком иностранных дел СССР Максим Литвинов, сопровождается таким комментарием: «После победы над белогвардейцами Баку стал центром "экспорта революции на штыках"; дни независимых республик Грузии и Армении были сочтены». А про Литвинова сказано, что он «присоединился к революционному движению в 1889 г., став одним из главных организаторов большевистской партии». - Надо заметить, что в 1889 г. , когда Литвинову исполнилось только 13 лет, партии большевиков еще не было; допустим, тут ошибка, речь, скорее всего, идет о 1898 г., когда прошел первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), но неужели за время проведения выставки по нескольким городам России нельзя было заметить эту явную нелепость? Может быть, этот ляп следует рассматривать как показатель низкого уровня исторической грамотности тех, кто организует подобные выставки и пишет комментарии к ним? Относительно «экспорта революции» вообще не стоит дискутировать - достаточно упомянуть про примеры «экспорта контрреволюции» в XXвеке или про «гуманитарные интервенции» XXI века, например, в Ливии или Ираке.
Вот групповой снимок, на котором В.И. Ленин и Н.К. Крупская запечатлены в окружении крестьян из подмосковного села Кашино, где в 1920 г. состоялось открытие одной из первых электростанций, построенных новой властью по плану всеобщей электрификации страны. Комментарий тут таков: «Фотография была вновь опубликована спустя 19 лет, в самый разгар чисток. К тому времени большевики истребили почти всех взрослых жителей деревни Кашино, не щадя впрочем и детей. Темный фон, созданный ретушером, придает снимку зловещий оттенок». - Ну что тут поделаешь, как говорится, «тяжелый случай». Остается только ответить словами одного из героев хорошего советского фильма «Мимино» - «Ты думай, что говоришь!» Или просто покрутить пальцем у виска.
Итак, констатируем результат знакомства с материалом выставки «Комиссар исчезает»: налицо передержки, произвольные суждения, ошибки (случайные или намеренные), явная ложь и прочие, так сказать, «субъективизмы», наглядно выражающие антисоветскую и антипатриотическую направленность данного мероприятия. Что и подтверждается посещением еще одного, небольшого смежного зала на первом этаже музея, где нам предстоит получить новую порцию «науки ненависти к СССР». Это ряд импровизаций на давно утратившую оригинальность тему ГУЛАГ- а в виде грубо сработанных инсталляций: окрашенная в красный цвет карта Советского Союза, по контуру его границ - колючая проволока, в бумажных стаканчиках - прикрепленные к палочкам флажки с фотографиями репрессированных, в качестве комментария - корявые вирши про ужасную российско-советскую историю, и тому подобное. В общем, дешевый лубок с незамысловатым моралите: вот, мол, она, ваша Россия - лагеря, вертухаи, ватники, насилие, предательство, подлость, страх, и больше ничего!
Есть большое желание сразу же охарактеризовать всё это крепким русским слово, но… употребим его литературный эквивалент - «шлак». И попробуем разобраться в сути того, что только что наблюдали.
Главное: от увиденного остается четкое ощущение дежавю. Ведь все это уже было в период «перестройки»: оголтелая критика сталинизма, дискредитация советского прошлого, «мерзкая Россия - страна вечного рабства», стремление внушить комплекс вины, «начни перестройку с себя!», отраженно мерцающий с Запада «свет свободы» и т.д., и т.п. Четверть века назад это еще могло каким-то образом восприниматься без должной критики, но почему весь этот нехитрый набор воспроизводится сегодня? Ведь и голосование в рамках проекта «Имя России», когда Сталин оказался вне конкуренции, и «Бессмертный полк» на День Победы, и безуспешность попыток получить одобрение на переименование станции московского метро «Войковская», и многие иные свидетельства этого рода ясно показали, что подавляющее большинство населения России, включая и старых, и молодых, дает безусловно положительную оценку советскому периоду отечественной истории и, даже признавая наличие в нем некоторых «темных пятен», упорно не желает отрекаться от него, то есть стремится «понять необходимость и простить оной», как выражался Пушкин. Почему же этот изъеденный молью ворох ментальной ветоши снова идет в ход, тем более в тот момент, когда любому человеку, имеющему хотя бы минимальное количество серого вещества под крышкой черепа, должно быть понятно, что перед лицом давления и угроз со стороны хвалёного Запада следует не унижать и не раскалывать общество, а напротив, крепить его единство?! О чем, кстати, недвусмысленно было сказано Президентом РФ.
Да потому, что те, кто 25 лет назад начали чудовищный эксперимент над народами нашей страны, так ничего нового и не придумали! - Помните, как и либералы-западники (например, Чубайс с его обещанием облагодетельствовать каждого россиянина посредством приватизации госсобственности), и консерваторы-традиционщики (например, Валентин Распутин с его призывом к выходу России из Союза) били страну с двух сторон, втаптывая в грязь советское прошлое, уводя народ от подлинного, спасительного решения, связанного не с крушением, а с обновлением той модели, которая сотворила «русское чудо XX века» с Великой Победой и прорывом в космос.
Ошеломленные потоком негатива, вылитого на русское и советское прошлое, обозленные скудным образом жизни, навязанным позднесоветской номенклатурой (80% которой, оборотившись из «верных ленинцев» во «владельцев заводов, газет, пароходов», удержались наверху, войдя в состав олигархата и его обслуги), люди ломанулись тогда в «светлое капиталистическое будущее». Сегодня же, когда они на своей шкуре убедились, что такое «либерализм - капитализм - рынок» на деле и с чем его едят, им подсовывают другую ложную альтернативу, уже в виде традиционно-патриархального проекта, христианского социализма, народной монархии и прочих вариантов консервативной направленности. И всё с одной целью: закрыть единственный реальный просвет - дорогу в обновленное социалистическое жизнеустройство. Чтобы, как и тогда, четверть века назад, люди бесконечно колебались бы между двумя равно безвыходными тупиками и были бы не в силах сделать верный - срединный - выбор. Чтобы над ними по-прежнему возвышалось бы третья «вражья сила» - бездушная чиновничья рать, способная только к одному - «держать и не пущать», но при всём том твердо намеренная всеми средствами отстаивать свои привилегии и ради этого готовая пойти на службу всякому, будь то Хрущев-Горбачев, Ельцин, Клинтон или даже сам сатана.
Эти три напасти и представлены в лице организаторов выставки: Департамент культуры г. Москвы, Музей ГУЛАГА, Управление культуры г. Челябинска, Центр историко-культурного наследия г. Челябинска. Кто из них кто - разберитесь сами.