Dec 22, 2024 09:21
Рассудок (в отличие от разума) абсолютизирует односторонние утверждения. Принцип конкретности истины не для него.
Гнев недопустим нигде и никогда, уверен рассудочный буддист. Но в «Бодхисаттвачарья-аватаре» Шантидевы мы читаем о борьбе с клешами:
«Только этой [борьбой] я буду одержим: движимый яростью, я сойдусь с ними в битве! Пусть [пока], сохранится во мне эта клеша, ибо она ведет к уничтожению остальных».(IV, 43).
Боги, отправляясь на войну с асурами, проходят спецпроцедуру, дабы обрести гневность, ведь гнев мобилизует энергию для борьбы.
Важно: впервые гнев возникает у младенца, когда он спеленан и не может освободиться. Гнев, по Ушинскому, всегда присутствует в деятельности. Гнев - естественный элемент самосохранения и деятельности. Недоразумения по поводу гнева возникают по незнанию психологии, по догматическому пониманию буддизма и в результате рассудочного (одностороннего) мышления, пренебрегающего принципом конкретности истины. Гневом называют обычно уже не простую эмоцию, а сложное чувство, связанное с недоброжелательностью к другим. Но элементарный гнев не таков, это реакция на препятствие, входящая, вероятно, как элемент в усилие, которое необходимо для преодоления препятствия.
«Хотя из чувства гнева вырабатывается много таких душевных состояний, которые осуждаются нравственностью, но само по себе чувство гнева, равно как и чувство любви ни дурны ни хороши, и могут быть дурны или хороши, смотря по содержанию тех представлений, с которыми они связаны» (К. Ушинский).