не убий...

Oct 06, 2024 09:31


Не убий...»                                                22 6 2013

(о происхождении и сущности морали)

1. Кажется, в представлениях о нравственности, или морали (а теорию морали называют этикой) у нас большая неопределенность. Основные моральные заповеди, или нормы хорошо известны: не убий, не укради.... Но каково их происхождение и какова их роль жизни человека и общества? Некоторые считают, что они были даны нам богом и вера в него удерживает нас от безнравственности («без бога - всё дозволено», по выражению Достоевского). Но это очень наивное представление. Ведь заповеди были даны (через библейского Моисея) совсем недавно (около 1,5 тыс. лет до н.э.). Но вполне разумные люди (кроманьонцы) появились, как минимум, 40 тыс. лет назад, когда о «боге» еще не было известно. Животные, например муравьи, тоже не слышали о заповедях, тем не менее живут и процветают уже многие миллионы лет на основе своих норм поведения. Кроме того, существуют религии, к примеру буддизм, где этика играет огромную роль, но принципы этики (шила) здесь не даны богом.



2. Мораль связана прежде всего с поведением, с практическим отношением другим людям. Мораль - это о том, что хорошо и что плохо, это о добре и зле. В конечном счете имеется в виду высшее благо. Так, высшее благо в христианстве - это (будущее) единение с богом. Все, что в нашем поведении приближает (способствует) к этому, - нравственно, и наоборот. А если высшее благо (ценность) - это нирвана или Пробуждение, то нравственно то, что ведет к их достижению.

3. Но поведение - это поведение человека (точнее, живого существа вообще). Сами религиозные и религиозно-философские системы были созданы людьми и предназначены для людей. Человек - один из итогов развития Вселенной. Это микрокосм, или «синопсис» Вселенной. То есть он содержит или отражает все ее параметры и этапы ее развития. - То. что относится к неживой природе (тело обладает тяжестью, мы дышим воздухом), к растениям (рост, размножение, питание), животным (восприятие, передвижение, психика) и еще обладает собственной спецификой, тем, что отличает его от животных - это прежде всего самосознание и слово (язык-речь).

4. Любое живое существо, как обитатель Вселенной, находится во власти ее атрибутов. Живое существо - это тело-и-психика. Оно зависит от силы тяжести, от окружающей температуры, воздуха и воды, освещения; ему необходимы жилище, питание и одежда. Оно обитает в пространстве и времени и зависит от его свойств (так, «время нельзя повернуть назад»), оно неизбежно согласует свое поведение с окружающей средой и с особенностями различных веществ и явлений (узнав на опыте, что огонь жжется, он избегает его).

5.Это означает, что живое существо, его поведение (и психика) неизбежно следует неисчислимому множеству «правил» и норм, которые были или стали (у ребенка) бессознательными или полуосознанными. Потребность самосохранения выражается в оборонительных реакциях или бегстве, в поисках пищи; совместная жизнь поддерживается дружескими отношениями с родителями, братьями и сестрами. Живые существа осваивают пространство и учитывают реальное время. Почти у всех животных существует «врожденный» запрет на убийство, у каждого существа присутствует ощущение права на свою территорию и т. д. Если бы агрессивность (нападение на других, убийство, отъем пищи, нарушение границ чужой территории) не подчинялась нормам и правилам, то живые существа не смогли бы существовать, жизнь на Земле уже давно бы погибла.

6. Нормы поведения, связанные с самосохранением и взаимоотношениями с другими унаследованы человеком от животных. А если бы на земле существовал только человек и растения, он неизбежно соблюдал бы эти нормы, т.е. принципы морали (не убий, не укради и т.д.), поскольку без этого не смог бы выжить. Таким образом, мораль не выдумана и не предписана нам свыше, это отражение реальности, реальных условий жизни. Но в отличие от животных, люди (и то далеко не сразу, а лишь совсем недавно) осознали эти нормы и выразили их в слове. Аристотелем , например, были созданы трактаты по этике. Индийские религиозно-философские учения (йога, веданта, буддизм, джайнизм) включили в себя этику (шила) как основу духовного пути.

7. Короче говоря, нормы морали не были кем-то изобретены, они, вместе с другими нормами поведения - пусть в неосознанной форме - суть условие существования живого, а сознательное совершенствование в них ведет к очищению психики (скр. читта-шуддхи), что есть необходимое условие духовного развития.

8.Склероз!(?). - Забыл о самом главном: первейшая основа любой морали - ахимса (т. е. ненасилие в широком смысле, включая, естественно, «не убий»). Это самая очевидная и естественная основа. Ведь прежде чем заниматься чем-либо, мы должны жить, иначе ведь никакие занятия, никакие провозглашаемые права и свободы не имеют смысла. (Как бессмысленно древнее изречение «Пусть погибнет мир да свершится справедливость!» - над кем же она свершится, если все погибнут!?).

Ахимса - основа обычной и духовной жизни, ее предписания - для всего живого. Это было давно уяснено в йоге, джайнизме, буддизме. «... ахимса, сатья, астея, брахмачарья и апариграха. Это общезначимые (букв. общеземные) великие заповеди, независимо от жизненного статуса, места, времени и обстоятельств. (Йога-сутры, 2, 30-31). Ложь, присвоение чужого, сексуальность, приобретательство - порочны не сами по себе, а в том случае, если они приносят вред (химса) другим или нам самим. Известные «десять деяний» в индо-тибетском буддизме (о которых следует вспоминать как только утром откроешь глаза) - это ахимса. (Этика буддизма отражена первоначально в описании благородного восьмеричного пути - как правильная (совершенная) речь, поведение и образ жизни).

Запрет на убийство и вред - действительно общезначимый принцип, он соблюдается и животными. Даже хищные из них (змеи, совы) убивают только в пределах необходимого для их жизни. Обычный случай - символическая демонстрация силы и изгнание нарушителя со своей территории, но не убийство. (Так что глубоко прав Далай-лама, провозглашающий приоритет общечеловеческой, а не конфессиональной, морали). Исключение составляют крысы и люди. У них отсутствует (или, скорее, недостаточно силён?) инстинктивный запрет на уничтожение других. Поэтому, дабы совсем не исчезнуть, коллективное сознание хомо сапиенсов сформулировало принципы выживания, принявшие форму религиозно-моральных заповедей, якобы (для авторитетности) данных самим богом. (Трагикомично и символично, однако, что разгневанный Моисей, спустившись с горы с заповедью «не убий», тут же приказал убить своих же соплеменников, которые заждавшись - пророк отсутствовал целый месяц - изобрели собственную религию: поклонение золотому тельцу - см. Исход, гл.32).

8а. Итак, ахимса относительно собственной и чужой жизни - это основа всякой подлинной морали. Но в морали существует и более высокая ступень. Вообще в мире существует только две вещи: благо для себя (скр. сва-артха) и благо для других (пара-артха). Именно работа с мотивацией «на благо других» и есть высшая ступень. Если же под высшим благом понимается нирвана или пробуждение (бодхи), то эта ступень (вернее процесс, проходящий многие ступени) называется бодхичиттой.

Трагическая иллюзия в том, что мы принимаем «свое» за самое важное. Хотя множество раз мы убеждались, что личные проблемы не решаются на личном уровне, что вообще основные проблемы какого-либо уровня не решаются средствами этого же уровня (поскольку получается «порочный круг»), - а решаются выходом за его пределы , к более высокому - мы постоянно впадаем в иллюзию «зрения»: близкие предметы кажутся огромными, а отдаленные горы - песчаными горками, сделанными детьми. (подробности по теме - в «Пути боддхисаттвы» Шатидевы).

Previous post Next post
Up