==== дикуссия

Jul 04, 2017 08:08

Хинаяна-тхеравада.

Б.  Поскольку без достижения Нирваны перерождения продолжаются, то "смерть" - не ничто, не уничтожение. С достижением Нирваны перерождения прекращаются, но Нирвана не тождественна исчезновению, ничто. А особое состояние, которое адекватно словами (есть, нет и т.п.) не выражается. (Хотя в северном буддизме говорят, что это Покой (шанти), а в южном - Блаженство (сукха). Видимо, основная ошибка толкователей хинаяны (даже видных теологов и философов) в отождествлении смерти ( в обычном смысле - как полного уничтожения) и Нирваны. ???

>>Хинаяна-тхеравада
С.Х.:   Я на самом деле этот вопрос никогда серьезно не выяснял, сужу в основном по дебатам на форуме с реальными последователями Тхеравады. Среди них есть монахи, то есть люди с хорошим пониманием традиции. Так вот, судя по их словам, там учат пониманию ниббаны именно как полного прекращения всякого бытия, не только феноменального. Думаю, в хинаяне было так же.
В таком понимании даже само выражение "достижение Нирваны" искажает истинный смысл. Ничего не достигается, а лишь полностью прекращается всякое существование. Критики буддизма называют это проповедью духовной смерти, и в общем-то они правы, но только в отношении хинаяны, а не вообще буддизма.

Edited at 2013-04-28 12:35 (local)

НН:

"...особое состояние, которое адекватно словами (есть, нет и т.п.) не выражается."

Анурадха сутта: к Анурадхе
СН 44.2
"...«Каково твоё мнение, Анурадха: Считаешь ли ты, что Татхагата находится в форме?... Где-либо ещё, помимо формы?... В чувстве?... Где-либо ещё, помимо чувства?... В восприятии?... Где-либо ещё, помимо восприятия?... В формациях?... Где-либо ещё, помимо формаций?... В сознании?... Где-либо ещё, помимо сознания?»
«Нет, Учитель».
«Каково твоё мнение, Анурадха: Считаешь ли ты, что Татхагата - это форма-чувство-восприятие-формации-сознание?»
«Нет, Учитель».
«Считаешь ли ты, что Татхагата - это нечто без формы, без чувства, без восприятия, без формаций, без сознания?»
«Нет, Учитель».
«Итак, Анурадха, если ты не можешь указать на Татхагату как на истину или реальность даже в этой самой жизни, правильно ли будет заявлять: «Друзья, если описывать Татхагату - высшего из людей, величайшего из людей, достигшего наивысших достижений - то это следует делать вне рамок этих четырёх утверждений: «Татхагата существует после смерти, не существует после смерти, и существует и не существует после смерти, ни существует, ни не существует после смерти?»
«Нет, Учитель».
«Очень хорошо, Анурадха. Очень хорошо. Как прежде, так и сейчас, я объясняю только страдание и прекращение страдания»."
_____
Вот еще статьи и эссе. Прочитав эти три, вы действительно много узнаете и почерпнете для себя. Это самая исчерпываюшая подборка.

http://www.theravada.ru/Teaching/Works/final-nibbana-sv.htm
...
http://www.theravada.ru/Teaching/Lectures/brahm_paticca-samuppada-sv.htm
...
http://www.theravada.ru/Teaching/Lectures/mahasi-about-nibbana-sv.htm
...

буддизм, Татхагата, тхеравада

Previous post Next post
Up