о я (отред.)

Jun 19, 2017 19:39


О происхождении "я"                                                                           19 6 2017

Любое существо (насекомое, человек) находится в центре своего мира. Объекты находятся справа, слева, спереди,сзади, сверху и снизу от него. И двигаться оно может вперед, назад и т.д., и при этом центр смещается пространственно (и во времени), оставаясь все тем же центром. Данные органов чувств (восприятие пространства) анализируются мозгом , психикой, которая выдает решение...

Центр, принимающий решение (или все тело)  позже осознается и называется "я". То есть происхождение"я" совершенно естественно, оно неотделимо от живого существа.  Словом "я" человек обозначает себя, делаясамого себя и свой внутренний мир объектом (= самосознание). Ни одно животное не способно сказать "я". И все же какое-то неознаваемое "я", некий центр в нем неизбежно существует. В буддизме привязанность-к-"я"(тиб.'даг.дзин) - основная причина блужданий в самсаре. Распространено заблуждение, что буддисты отрицаютсуществование "я". Нет. Они отрицают не "я" (скр. ахам), а существование некоего абсолютного, постоянного "Я"(скр. атман), потому "Будда-Дхарма" есть "анатма-вада".

В веданте (и санкхье) "я" (ахамкара) входит в основную структуру психики (антах-карана) как один из четырех ее аспектов (манас, буддхи, ахамкара и читта).

Шри Садананда. Веданта-сара (13,14):

"Тонкое тело (линга) [состоит из] семнадцати частей. Эти части таковы: пять органов познания, буддхи,манас, пять органов действия и пять ваю[1].  Органами познания называ­ют уши, кожу, глаза, язык, нос[2]. Онивозникают порознь из разрозненных саттвических частей акаши и т. д. в соответствии с очередностью[возникновения этих элементов]. Буддхи - это модификация внутреннего органа (антахкарана)[3], состоящая
уверенности (нишчая). Манас - модификация внутреннего органа, состоящая [в сомнении], в колебании междудвумя возможностями (санкальпа-викальпа). В них (т. е. в буддхи и манас - Б. З) включены читта и ахамкара.Читта - модификация внутреннего органа, состоящая в «исследовании» (анусандхана). Ахамкара - модификациявнутреннего органа, состоящая в отнесении всего [опыта] к «я» (абхимана). А эти [модификации внутреннего органа] возникают из неразрозненных саттвических частей акаши и других [тонких элементов. Мнение о]составленности из саттвических частей [возникает потому, что] им, [этим модификациям], присуща ясность.Буддхи, соединенный с органами познания, образует оболочку, состоящую из виджняны (виджянанамая). Вследствие отнесения объектов к «я», испытывая состояния деятельности, переживания, наслаждения, страдания и т. д., он, [индивид], блуждает в этом и ином мирах и [поэтому] называется обычной дживой. А манас,соединенный с органами познания, образует оболочку, состоящую из манаса (маномая). Органами действияназывают: язык (как орган речи - Б. З.), руки, ноги, органы выделения, органы размножения. А они возникают порознь из разрозненных раджасических частей акаши и т. д. в соответствии с очередностью [возникновения этих элементов]. Ваю - это прана, апана, вьяна, удана, самана. Праной называется [ваю], движущийся вверх и находящий прибежище в кончике носа[4]. Апаной называется ваю, движущийся вниз и находящий прибежище в анусе и прочем. Вьяной называется [ваю], движущийся во всех направлениях и находящийся во всем теле. Уданой
называется восходящий ваю, движущийся вверх и пребывающий в горле. Саманой называется [ваю], находящийся в середине тела и производящий переработку пищи, питья и т. д. Переработка - это процесс пищеварения,выработка соков, крови, семени, экскрементов и т. д. Некоторые говорят, что есть еще пять других ваю,называемых нага, курма, крикара, девадатта, дхананджая. Из них: нага вызывает рвоту и т. п., курма - открывание глаз и т. п., крикара - голод, девадатта - зевание, дхананджая осуществляет питание. Поскольку они включены в прану и другие [ваю, то] некоторые [говорят, что в действительности существует] лишь пять [ваю], начиная с
праны. Эти пять [ваю], начинающиеся с праны, соединенные с органами действия, образуют оболочку, состоящую из праны (пранамая). Мнение о составленности из раджасических частей [возникает] потому, что ей присуще действие. Среди этих оболочек «состоящая из виджняны», обладающая силой знания (джняна-шакти), имеет форму деятеля; «состоящая из манаса», обладающая силой желания, имеет форму средства; «состоящая из праны», обладающая силой действия (крия-шакти), имеет форму следствия - так описывают их в соответствии с разделением их функций. Эти три оболочки вместе называются «тонким телом» (сукшма-шарира).
14. Также и в этом случае все тонкие тела, будучи объектом единого буддхи, подобно лесу или водоему, есть целостность, а будучи объектом многих буддхи, подобно деревьям или водам - разрозненность. Чайтанья,обусловленная этой целостностью [тонких тел], называется Сутратманом, Хираньягарбхой и Праной - вследствие «всесвязывания» (сарва-анусьютва) и обусловленности силами знания, желания и действия. Эта целостность, вследствие тонкости сравнительно с грубыми явлениями, [есть ее] тонкое тело. [Это тонкое тело состоит] из трех оболочек, начиная с «состоящей из виджняны»; вследствие образования из васан [состояния] бодрствования (джаграт) оно есть сон со сновидениями (свапна). Поэтому эта [целостность] называется [также] состоянием
растворения грубых явлений элементов".

============

НО...  Само пространство не имеет центра, потому восприятие пространства из некоего центра есть искажение,  т. е. включает  "то, что действительно существует" в соединении с некоторой иллюзией. Искажение (distortion) чрезвычайно возростает, когда возникает привязанность к естественному "я", абсолютизация "я" (авидья, неведение - это и есть"принимание не-атмана за атман, невечного за вечное"). Возникают реакции: приятно-непрятно, страсть-ненависть. Йога-сутра: (основные) клеши: авидья-асмита-рага-двеша-абхинивеша....

Существует однако (адекватное) восприятие, сознание "без центра и границ" . У Кришнамурти оно возникало спонтанно.

Кришнамурти, буддизм, я, "я". "Я", веданта, атман

Previous post Next post
Up