(no subject)

Feb 20, 2014 10:18


А БЫЛА ЛИ ДУША?                                                     18 2 2014

(несколько заметок)

«Тело и душа (психика, «внутренний мир)» - это наше обычное представление. Субстрат ума - головной мозг. (голова, мозги, ум - стали синонимами). Но не есть ли это наши довольно современные «конструкты», которые мы проецируем на представления древних и даже первобытных людей?

В Ветхом Завете, похоже, нет еще понятия души, отделенной (автономной) от тела. Есть представление о едином живом существе. В христианстве, хотя, о душе как отдельной сущности немало рассуждений (три известные темы: Бог, душа и свобода воли), тем не менее считается, что при всеобщем воскресение душа воссоединится с телом, правда, телом не обычным, а духовным.

Что до субстрата ума, мыслей и образов, то известно, что таким субстратом далеко не всегда и везде считалась голова (мозг). «Сердце считалось средоточием большинства психологических явлений для народов Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции, майя и других» (Ноэль Смит. Психология... СПб., 2007. С. 24).

Древнеегипетский поэт-мыслитель запечатлел следующие слова:

Следуй за своим Сердцем, пока продолжается твоя жизнь.
Не совершай глупостей, которых сердце твое тебе не разрешает.
Не сокращай время, необходимое, чтобы следовать законам Сердца.
Если пропустишь даже одно мгновение,
Дарующее тебе возможность действовать с Сердцем,
И если злоупотребишь им, знай, это разрушит твою жизненную силу (ка).
Не уделяй много времени в своих повседневных делах домашним заботам.
Что бы ни происходило, слушай свое сердце и следуй за ним.
Удача не приходит к тому, кто пренебрегает своим сердцем... - Птаххотеп (Египет, XXV век до н.э.).

Многие христианские авторы также говорят о сердце как познавательной способности, правда, наряду с умом.

Что касается первобытных людей, то о психологии тех времен можно говорить лишь гадательно. Считается, у них было представление о жизненной силе, разных ее видах: присутствующей в теле во время бодрствования и находящейся во вне (во время сна, экстаза).

В буддизме существует существенное деление деятельности по рубрикам: тело, речь и ум. При это деятельность тела соотносится с головным мозгом, «речевой центр» - в районе горла, а ум (в широком смысле - эмоции, мышление и воля) «локализуется» в районе груди(а не головы!)

В христианизированных культурах бытовало понятие «душа». «Существование бессмертной души» - один из основных догматов христианства. «Душа и ее свойства» - одна из важнейших тем христианской схоластики. В науке, психологии речь может идти не о душе, о психике. Это существенное отличие. Слово «душа» может употребляться в обыденном или терминологическом смысле. Уже в 19 веке, например, Ушинский в своей «Антропологии» даже употребляя порой слово «душа», исследует однако человеческую психику и поведение, а не «душу» , созданную богом и т. д.

Несмотря на популярность термина душа, ее происхождение, момент «творения» и т. д. остаются для христиан неясными. В Священном Писании прямых высказываний нет. А среди классиков христианства не существует единства мнений (см., например, обзор темы в книге: Ю.Зенько. Основы христианской антропологии и психологии.).

О неразрывном единстве тела и психики хорошо сказано Кречмером  ("Мединская психология") и А.Кемпински. Будда причислил вопрос "Отлична ли душа от тела" к перечню бесплодных вопросов. Наряду с вопросом о начальности\безначальности мира. Тем не менее эти вопросы эти постоянно ставятся . Например, каковы взаимоотношения тела и психики. Психика зависит от тела, от мозга. Но и тело, его состояние,  зависит от психики, ("все болезни от нервов"); психосоматические заболевания . У Далай-ламы встречаем эвристическое замечание, о связи тела и сознания (психики, mind): посмотрите на тело животного, тело человека, разве не ясно, что каково тело, таково и сознание?.
 О начале и конце мира сейчас постоянно размышляют, вопреки предписаниям Будды. В том числе и Далай-лама.  Почему-то Большой Взрыв объявили началом мира. Но ведь он произошел не без причины... То есть ему что-то предшествовало.  Скорее всего верна идея о том, что мир не имел начала, безначален  (скр . анади).
Вопросы о происхождении сознания,  мира и т.п. относятся , скорее всего, к т.н. "вечным вопросам". То есть к тем, которые не имеют окончательного решения (?), но которые при попытках ответить на них продвигают вперед наше познание. (Морковка, подвешенная перед осликом, которую он пытается достать, и бодро бежит вперед).

душа, ум, сердце, христианства, Далай-лама, тело, головной мозг

Previous post Next post
Up