прошлое и будущее...

May 01, 2017 12:19


ПРОШЛОЕ  И  БУДУЩЕЕ  ЗЕМНОЙ  ЦИВИЛИЗАЦИИ

Философией истории на Западе всерьез стали заниматься к 18-19 вв. Но сейчас, с развитием современной
космологии, стало актуально говорить уже не только о  человеческой истории , но  о цивилизациях, включая
земную цивилизацию, как одну из многих, - о цивилизациях в контесте развития космоса в целом.

О человеческой истории.

Её этапы:

1. Антропогенез и первобытные люди до неолитической революции. Выделение и отделение от животных
посредством совершенствования рук и использования природы: "орудия труда" и огонь: ни одно животное не
способно понять, что огонь можно применять. Человек неотрывен от своих орудий и огня.

2.Неолитическая (=аграрная революция) (переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, т.е. к
земледелию и скотоводству). Человечество не может существовать без одомашненных растений и жестко и
жестоко эксплуатируемых животных (!).

2а. Оседлость. Рост численности населения в поселениях. Возникновение письменности (5-7 тыс. лет назад).
Цивилизации (Египет, Месопотамия и др.)

3. Промышленная (индустриальная) революция

4. Научно-техническая революция (НТР)

(Неолитическая революция (См. Моисеев Н. с . 38))
Это событие почти недавнего прошлого - конец ледникового периода, начало голоцена: неолитическая
революция закончилась 10-12 тысяч лет тому назад. Она также качественно изменила процесс развития рода
человеческого, еще больше отделила людей от остального живого мира. Неолитическая революция послужила
началом всех существующих ныне цивилизаций. Так же, как и революция в палеолите, которая перевела эволюцию
человечества в новое русло общественного развития, новая перестройка имела “техногенный характер”, т.е.
определялась развитием искусственных орудий.
В период неолита наши предки не только усовершенствовали технологию обработки камня, но и создали
метательное оружие - копья, лук, стрелы. Эти изобретения многократно усилили эффективность охоты и другие
возможности жизнеобеспечения первобытного общества. И человек немедленно пустил в дело вновь созданное
оружие.
* * *
Неолит, т.е. эпоха быстрого совершенствования технологии обработки и использования камня, превратила
биологический вид homo sapiens в хищников-монополистов: создание нового оружия (главным образом,
метательного) поставило человечество вне конкуренции со стороны остальных хищников. И эти возможности
человек немедленно использовал. По-видимому, за считанные тысячелетия практически полностью были
уничтожены все мамонты и крупные копытные - основа рационов неолитических охотников. Технические
достижения в очередной раз поставили человечество на грань катастрофы.
Движущие  силы общества - это потребности (в пище, одежде, жилище...), деятельность для удовлетвоения
потребностей

Будущее (земной) цивилизации

ВАРИАНТЫ:

1. прогресс.  Разный темп развития (в течение видимой и "писаной"  истории): -  В искусстве - почти нулевой. В
социуме (демократия, гуманизм...) - в лучшем случае очень медленный и противоречивый. В науке и технике -
быстрый (особенно за последние сто лет); но и здесь есть предположения о преостановке процесса познания
2. застой.
3. регресс.
4. гибель:
А. От внешних причин (природные катастрофы, земные и космические; фатальный контакт с внеземной жизнью ),
Б. От внутренних (война, экологич. кризис, эпидемии, разрушение психики) ( = самоуничтожение)
5. полное генетическое преобразование тела-и-психики. Сверхчеловек.
6. сращение хайтека и человека, "гибрид" (киборги?).
7. уход человека "со сцены истории", вытеснение его "цивилизацией машин". (в основном через ИИ (= супер-
интеллект)
8. естественное старение и смерть цивилизации на Земле
9.христианский вариант - Страшный Суд и "конец истории" (окончательное решение человеческого вопроса).
10. восточный вариант (индуизм, буддизм) - безначальная цикличность в истории социума: постепенная деградация, кризис и возрождение с приходом нового мессии.

История не учит

«Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но
опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали
согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые
обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и
возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния. В сутолоке мировых
событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное
воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего. В этом
отношении нет ничего более нелепого, как столь часто повторяемые ссылки на греческие и римские примеры в
эпоху французской революции.  Нет ничего более различного, как природа  этих народов и природа нашего
времени».   (Г.В.Ф. Гегель. Философия истории. СПб., 1993. С. 61-63. -).

"История любой страны ужасна" (Лимонов)

"...Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их
страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в
этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль. Конечно, там
можно найти и общие цели, желание добра, благородную любовь к отечеству; но эти добродетели и это всеобщее
играют ничтожную роль в отношении к миру и к тому, что в нем творится. Конечно, мы можем найти в самих этих
субъектах и в сферах их деятельности осуществление определений разума, но число их ничтожно по сравнению с
массой рода человеческого, да и добродетели их сравнительно не очень распространены. Наоборот, страсти,
своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма имеют наибольшую силу; сила их заключается в том, что они не
признают никаких пределов, которые право и моральность стремятся установить для них, и в том, что эти силы
природы непосредственно ближе к человеку, чем искусственное и продолжительное воспитание, благодаря
которому человек приучается к порядку и к умеренности, к соблюдению права и к моральности. Когда мы
наблюдаем эту игру страстей и видим последствия их неистовства, неблагоразумия, примешивающегося не только
к ним, но и главным образом даже к благим намерениям, к правильным целям; когда мы видим происходящие
благодаря этому бедствия, зло, гибель процветающих государств, созданных человеческим духом, - мы можем
лишь чувствовать глубокую печаль по поводу этого непостоянства, а так как эта гибель не только является делом
природы, но и вызвана волей человека, то в конце концов подобное зрелище нас морально огорчает и возмущает
нашу добрую душу, если у нас таковая имеется. Не впадая в риторическое преувеличение, лишь верно
устанавливая, какие бедствия претерпели славнейшие народы и государства и отдельные добродетельные лица,
можно нарисовать ужаснейшую картину этих результатов, которая еще более усилит наше чувство глубочайшей,
беспомощной скорби и которой нельзя противопоставить ничего примиряющего. Возможность преодолеть это
чувство или освободиться от него дает нам разве только та мысль, что ведь это уже произошло, такова судьба,
этого нельзя изменить, а затем, избавляясь от тоски, которую могла бы навести на нас эта грустная мысль, мы
опять возвращаемся к нашему чувству жизни, к нашим текущим целям и интересам, словом, вновь предаемся
эгоизму, который, находясь в безопасности на спокойном берегу, наслаждается открывающимся перед ним
далеким видом груды развалин. Но и тогда, когда мы смотрим на историю, как на такую бойню, на которой
приносятся в жертву счастье народов, государственная мудрость и индивидуальные добродетели, то пред мыслью
необходимо возникает вопрос: для кого, для какой конечной цели были принесены эти чудовищнейшие жертвы?
....   " (Гегель.  Философия истории. Введение) c 73-74

====================

Настоящее, наши действия в настоящем создают будущее. Но также и будущее (т. е. еще не наступившее)
определяет настоящее. И это происходит постоянно: мы ставим цели и реализуем их - т.е. наши цели (=
представление о будущем и намерение, желание) определяют "характер нашей деятельности".
Долгосрочный прогноз развития разумной жизни мы можем рассматривать на примере пока единственной
известной нам цивилизации. Что будет с нами через 100, 1000 или миллион лет? Какие задачи будут ставитть
перед собой люди далеког будущего? Нам незвестно об этом ничего достоверного! Наши ученые впервые
задумались над проблемами сверхдалекогоо будущего человечества только после того, как пристурили к
серьезным поискам  следов других цивилизаций в космосе. (В. Чернобров. )

=======

«Большинство из нас должно сознавать, что необходимо фундаментальное изменение. Мы сталкиваемся с
множеством проблем, и должен быть иной - возможно, совершенно иной - способ подхода к этим проблемам. И
мне представляется, что если мы не понимаем внутреннюю природу этого изменения, то просто
усовершенствование, поверхностная революция будут иметь очень малое значение. Несомненно, необходимо не
поверхностное изменение, не временное урегулирование или следование новому образцу, а фундаментальное
преобразование ума - изменение, которое будет целостным, а не просто частичным.
Для понимания этой проблемы изменения необходимо прежде всего понимать процесс мышления и природу
знания. В любом изменении будет очень мало проку если не заниматься ими достаточно глубоко, поскольку
меняться на поверхности означает увековечивать то самое, которое мы пытаемся изменить. Все революции ставят
себе целью изменение отношения человека к человеку, создание лучшего общества, другого образа жизни; но с
течением времени те самые злоупотребления, которые, как предполагалось, устранит революция, возвращаются в
иной форме, с другой группой людей, и продолжается тот же самый старый процесс. Мы затеваем перемены,
создаваем бесклассовое общество, только чтобы обнаруживать, что со временем под давлением обстоятельств
другая группа становится новым высшим классом. Революция никогда не бывает радикальной, фундаментальной»
[Кришнамурти, 2016, 13-14]

--------
Бердяев Н. Смысл истории
Гегель Г.  Философия истории.
Далай-лама. Вселенная в одном атоме. Элиста 2010.
Данилевский Н.Я.  Россия и Европа. М., 1991.
Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.
Карсавин Л. Философия истории. М., 2007.
Кришнамурти Дж. Невыбирающее осознавание. М., 2016.
Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1997
Харари. Краткая история человечества. М., 2016.
Моисеев Н.Н.
Молостов В.Д. Старение и гибель цивилизаций. Р\Дон. 2005.
Покровский В.В. Космос, Вселенная, теория всего....  М., 2016.
Рузавин Г.И. Основы философии истории. М., 2001.
Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск. 1998.

прошлое, цивилизация, будущее

Previous post Next post
Up