панта рэй, январь 2014

Feb 08, 2014 11:40


Панта рэй, январь 2014

Πάντα ῥεῖ (panta rhei) "everything flows"

...человек не может жить без труда... он есть homo faber. Faber есть реализация homo sapiens; без возможности реализации своих мыслей, идей, планов, мечтаний и т. д. человек оказался бы в психологическом вакууме утратил бы чувство реальности самого себя и окружающего мира. …

В человеческом разуме не может возникнуть что-то совершенно нереальное, так как этот разум является частичкой мира и, тем самым, реален.

(К 21 веку) Возрастет потребность в лжепророках, а таковые, как известно, легко приводят общества к катастрофе.

Возможно, что современный человек стоит перед … эволюционным скачком, а его невротические симптомы являются сигналом необходимости внутренней мобилизации для совершения такого скачка.

А. Кемпински

----------------------------

1.Три маркера времени: Мракобесие, святобесие, западобесие. А теперь еще и задобесие. Всё, конец света. :)) ...астропитеки, шизотерики...

2.«Где много рабов, там должно быть много музыки», - говорили древние римляне. У нас много музыки.

9\10 радиостанций - это песни и тумба\румба. Все ходят с наушниками.

3.Где очень сильна мораль, там гибнет интеллект. (Ницше).

4.«Мудрые» анти-совки. Они говорили: «Вот вырастет первое несовкое (не советское) поколение и будет лучше». И вот оно выросло, и оказалось еще более конформистским, чем советское.

5.Астрология. За все все годы знакомства с буддизмом (С 1966 года, Дхаммапада) никогда не читал и не слышал (в т.ч. от тибетских лам), что астрология - это неотъемлемая и необходимая и важная часть Пути. Можно сказать, что вообще не слышал об астрологии. Но оказывается немало тех, кто у нас считает иначе. И хочет быть бОльшим тибетцем, чем сами тибетцы. А между тем, астрология никогда на Руси не была частью культуры.

6.Не только буддологи, но иногда и буддисты считают, что они знают буддизм лучше самого Будды или, по кр. мере, Далай-ламы. При этом они опираются на тексты, не замечая, что идут по пути текстояны. Буддизм - в достижении бодхи, а не в изысканиях на уровне текстов.

Строго говоря, нет какого-то «одного буддизма». Существует множество вариантов: тхеравада, дзен, и др. Каждый человек несколько по-своему знает и понимает буддизм и иногда создает свою версию. Некоторые вопреки принципу буддизма об изменчивости всего, говорят о буддизме как о чем-то вечном и совершенном во всех своих деталях, что явно невозможно. Вот, например, С. пишет:

"Видение мира как основанного на спиритуальных законах (или, если угодно, пронизанного ими), предполагает, в частности, понимание единства и взаимозависимости микрокосам и макрокосма, а также того, что за видимыми феноменами стоят духовные закономерности, персонифицированные в духовных же существах. На этом же принципе основано и использование для практических целей дхарани и мантр, и гадание и астрология и многие из методов медицины, и расаяна, и, в конечном итоге, вся духовная практика. В буддизме на это в значительной степени опирается Калачакра-тантра (в большей, чем другие тантрические линии).
На этом же духовном вИдении основана и буддийская космогония (наследующая знание риши, зафиксированное в ведической традиции). И критика Далай-ламы тут направлена совершенно на иное. Он предлагает не отождествлять эту картину мира с чувственно-наблюдаемой. Но это не значит, что она не согласуется с наблюдаемой духовно (средствами прямого йогического восприятия). И не значит, что Далай-лама готов вообще отказаться от спиритуального наследия буддизма, от той же Калачакры.
Ваш же подход в пределе (как тенденция) сводит буддизм до усложненной психологии. Я считаю, что это деградация Дхармы".

----------

Но ДЛ говорил вообще о горе Меру, и не говорил о духовном ее видении. Так что это произвольная трактовка его позиции. Но, по сути, для практики буддизма это не очень важно: когда говорится о Меру, четырех континентах и тд, то имеется в ввиду просто Вселенная. Неважно как она устроена. Это мало мешает практике подношения мандалы (которая символизирует Вселенную). Здесь важна установка практикующего - отказ от привязанности к обладанию. В этом суть. И какая при этом разница - так устроена Вселенная или иначе?

Сам Шакьямуни предсказывал, что это его учение со временем придет в упадок. И в любом учении есть «вечное и важнейшее» и второстепенное, временное, а также то, что относится к конкретной культуре (тибетской, индийской, китайской и тд.), и которое неестественно для другой культуры. Картина мира, космография - это продукт обыденного наблюдения и научной астрономии. Ясно, что религии, возникшие в древности просто позаимствовали обыденную «картину» своего времени и инкорпорировали ее в учение. То есть она явно устарела...

7.Наука и буддизм

И здесь выявляются три варианта :

(1) недопустимое, устаревшее в Дхарме с т.зр. современности - это, например, архаичная космография - гора Меру и т.п.

(2) приятное совпадение концепций бзма с научными теориями (например, с идеями квантовой механики). Но здесь не следует быть слишком поспешным в суждениях. Картина мира быстро меняется. К тому же у физиков и психологов нет бесспорной и единой точки зрения на соотношение сознания и «квантовой реальности». Существуют две противоположные точки зрения.

(3) наука в некоторых отношениях еще не доросла до глубины буддизма и мало что может дать для его практики. Например, например психология, которую считают наукой с конца 19 века. Сущность чка - сознание. Но что говорят о сознании психологи? Ситуация курьезная:

Ушинский (19 век) пишет: Не будучи в состоянии сказать, что такое сознание само в себе как объект, мы однакоже, можем сказать, чем оно не может быть...

А Антти Ревонсуо (21 в) констатирует: Когда речь идет о сознании, никто не знает, что происходит самом деле, но, возможно, легче ответить на вопрос о том, чего не происходит. («Психология сознания», 2013 г.)

Авторы «филос. антропологий»: также говорят: знание человека очень важно во всех отношениях, но что такое человек , мы не можем ответить.

Признание психологов

«С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (1679 - 1754) ввел в научный обиход термин «психология», прошло более двухсот лет...

Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т.д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «субъективный опыт», «сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологическое определение: «психология - наука о психике». Это - «определение, которого стыдятся». Следует утешиться тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего.

По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особоя реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов.»

Психология XXI века. Под ред. Дружинина. М., 2003. С.7.

Удивительная ситуация. Всемирный анекдот, скандал. Многие тысячи профессиональных психологов и философов за последние 200 лет сделали для познания человека меньше, чем очень немногие известные из истории личности - Будда Шакьямуни, Платон, Кант, Ницше и т.д., которые как раз не были профессиональными психологами.

В чем же дело? - Видимо, в том, что знание человека приобретается через самопознание и самопреобразование, а средство самопознания - это осознавание нами нашего поведения, слов и ума.

Постоянное осознавание - основа практики буддизма. Или, точнее, это триединая практика, выражаемая тремя терминами; на санскрите - смрити, сампраджанья, апрамада;(тиб. дран.па, шес.бжин, баг.йод).

(1) Смрити (букв. память) - это памятование, т. е. сознательное удержание в памяти. (Это один из пяти определяющих ментальных факторов, предотвращающих «забвение» объекта медитации (и вообще объекта практики).

(2) Сампраджанья - сознательная бдительность (замечаем, что происходит в уме, ускользание объекта памятования). (Это «свойство ума, поддерживающего сознательное наблюдение за всякой наклонностью ума к ментальной подавленности, притупленности или к возбуждению во время медитации»).

(3)Но что понимается под термином «апрамада» (тиб. баг.йод)? Здесь большие трудности с пониманием и переводом. Между тем, первоисточники отмечают необычную важность практики, отражаемой этим термином. Она считается условием всякого духовного прогресса. О ней говорится в Дхаммападе (т. е. самим Буддой), ей посвящена целая глава (4-я) в «Пути бодхисаттвы» Шантидевы. Говорится: «(практикующий) не должен сворачивать с пути. Беспрестанно должен он прилагать усилия, дабы не уклоняться от практики... разве исцелит больного лекарство, если он не внемлет (не выполняет) советам врача?». Это слово - антоним беспечности, беззаботности, легкомыслия, расслабленности и т. д. Видимо, его можно перевести как самоконтроль, или сознательное прилежание (в противодействии нарушению обетов). Или, может быть, как усердный самоконтроль. (Мы практически - осознанием и усилием воли - пресекаем побуждения к вспышке гнева, оскорблениям и т.д.) . Васубандху в «Абхидхарма-коше» (2. 25) пишет: Прилежание (апрамада) - усердное возделывание благих дхарм.

Таким образом, эти три термина можно перевести как памятование, бдительность и самоконтроль (деятельная осмотрительность).

---------

Но это только три термина из списка благих дхарм, связанных с практикой. Некоторые из Этих дхарм (качеств) не вызывают затруднений в понимании, а другие остаются неясными.

Например, термин прашрабдхи

Прашрабдхи (praśrabdhi, тиб. шин ту сбйамс по) - одна из десяти (одиннадцати) благих дхарм (в группе «самскара») в традиционных списках дхарм; (часто переводится неправильно и даже фантастично). Это качество, противоположное инертности, ригидности. Это гибкость, пластичность, подвижность психики, адекватность в восприятии движущейся реальности. Англ.: flexibility, litheness, suppleness, pliancy. В то время как ригидность (известная в психологии) - это ригидность в мышлении (т. е. инерция суждений, установок, способов решения задач), в восприятии, движениях, эмоциях и памяти.

Понятно, что пластичность и подвижность психики - одно из самых важных качеств для преобразования и познания. В то время как инертность, консерватизм (свойственный особенно пожилым) - основное препятствие для движения и восприятия нового.

Васубандху. Абхидхармакоша 2, 25: Гибкость (прашрабдхи) есть искусность, работоспособность сознания, постоянная готовность к действию.

--------------------------------------
8. А.Зиновьев о возможной судьбе Запада. (Запад. М.1995. С.424-25)

Эйфория по поводу краха коммунизма прошла. Люди почувствовали, что потеряли больше, чем выгадали. В конце концов они поймут суть западнизации и начнут сопротивляться ей. Набирает силу и консолидируется арабский мир. Одним словом, от проектов мирового общества до их исполнения дистанция огромного размера.

Не надо забывать и о человеческом факторе. Если процесс абсолютного и относительного сокращения числа западоидов и снижения их качеств как западоидов будет продолжаться и впредь, как он происходит в последнее время, то западоиды потеряют лидирующее положение в мире. И тогда вообще рассыплется в прах все то, что было достигнуто благодаря титаническим усилиям Запада.

Породив западнизм и основанную на нем цивилизацию, завоевав для Запада господствующее положение на планете, дав мощный стимул к западнизации человечества и породив имитаторов западоидности, западоиды сойдут с исторической арены, вымерев или растворившись в массе существ иного рода. Это будет новый мир, в котором не останется места для уникального и неповторимого феномена по имени "Запад".
9. Письмо с Запада :

8 янв, 2014

Открою Вам секрет Полишинеля: в Европе правят чиновники, но официально считается, что народ. Но всё равно обычному бюргеру жить пока поспокойней можно, чем в РФ.

В результате демократии как раз и пришли к власти чиновники. И во имя этой буквы демократии они приучают плебс, особенно мигрантов, к наркотику пособий (халявы), чтобы мигранты, постепенно становящиеся большинством (как во времена Совка массово переселённые в Латвию русские -- проблемка-то очень сходная!), вполне домократично голосовали за тех же асмых временщиков, обещающих им кайф вечной халявы. Да, нечто в этой современной формуле демократии гнило: это -- всеобщее избирательное право!

СМИ в Европе, а особенно в Австрии, жёстко контролируются социлистами. Австрия -- очень красная страна. Единственно, где несогласные могу относительно свободно писать, это интернет. Но печально ещё и то, что большинство людей настолько устало от обрыдшей политики и политиков, что самое большое, на что их хватает, это ругать ведущих политиков в трактирах и кофейнях.
А в серьёзные изменения мало кто верит. Даже те, кто голосует за ...(правые партии).

10. Германия самоликвидируется» (нем. Deutschland schafft sich ab) - книга немецкого политика Тило Саррацина (СДПГ), вышедшая в продажу 30 августа 2010 года. Подзаголовок - «Как мы ставим свою страну на карту». В России опубликована под заголовком "Германия: самоликвидация" .

Саррацин описывает последствия, которые, по его мнению, ожидают Германию в результате падения рождаемости, проблематичной иммиграции (в особенности, мусульманской) и растущего необеспеченного и малообразованного слоя населения.

Саррацин в своей книге опирается на реальные факты и статистику. Он утверждает, что мигранты-мусульмане (турки, босняки, арабы Ближнего Востока и Магриба, выходцы из Чёрной Африки) даже во втором и третьем поколении в большинстве своём не могут, да и не хотят интегрироваться в немецкое общество.

Об иммигрантах же из Восточной Европы (Польша, Россия, Венгрия и др.), Южной Европы (в частности, Италии, Испании и Греции),поздних переселенцах и выходцах из азиатских стран (Вьетнам, Китай) Саррацин, напротив, высказался положительно, считая их хоть и не совсем «беспроблемными», но в большинстве готовыми к интеграции. Он приводит статистику, что второе и третье поколение мигрантов из этих стран имеет даже немного больший процент выпускников ВУЗов, чем коренные немцы. Хотя, отмечает, что иммигранты из СНГ имеют большую тягу к учению и ассимилируются относительно просто, а вот славяне-югославы встречают гораздо больше неприятностей. Кроме того, по мнению автора, миграцию из стран Юго-Восточной и Восточной Азии в Германию нужно было бы усилить, но осторожно.

Опираясь на статистику по безработице и преступности, в которых фигурирует много мусульманских мигрантов, Саррацин делает вывод, что население Германии из-за постепенного изменения этнического состава всё более «тупеет», то есть падает его общий интеллектуальный уровень.

Также в книге Саррацин пишет, что создание прозрачной для «простых людей» системы образования способствовало быстрой и жесткой «дебилизации» низов общества и, как это не парадоксально, сокращению числа рабочих, поступающих в вузы. После того, как у бедных слоев общества появилась возможность поступать в университеты, самые талантливые из них, с высоким наследственным интеллектом, моментально покинули низшие социальные страты. Ребёнок рабочих, поступая в коледж, становился специалистом, ученым, менеджером на худой конец, переходя в другую социальную страту. Его дети уже поступали в университеты как представители среднего класса. То есть, после открытия социальных перегородок, все минимально способные, талантливые и амбициозные люди первым делом сбежали из крестьян и рабочих в среднюю и высшую социальные страты. С немецкой прямотой Т. Саррацин пишет, что значительные организационные проблемы СДПГ, ориентированной в первую очередь на рабочих, связаны с тем, что после 30 лет доступного высшего образования среди рабочих остались только люди с наследственно низким интеллектом, органически не подходящие для умственной работы. Соответственно, рабочей партии стало не из кого набирать лидеров и организаторов (начальники цехов, управляющие и т. п. принадлежат уже к другому социальному классу и поддерживают правых и либералов), политическая сила, обслуживающая интересы низших классов, стала недееспособна из-за продолжающегося тридцать лет отрицательного социального отбора.
11. Высшее образование - враг писателей и поэтов?

Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Л. Толстой, Достоевский, Горький, Маяковский, Есенин, Эренбург.... (и тд.) -  не имели высшего образования.

А Лескова даже в обычную школу загоняли чуть ли не палкой. Не хотел учиться
Рабле, Чехов, Булгаков - были медиками, литературных вузов не кончали.
Сервантес и Шекспир - тоже.
Флобер, Мопассан, Золя - ???   Скорее всего, тоже.
Лимонов кончил ПТУ.
Список знаменитых писателей-"недоучек" бесконечен.

Так что, если высшее образование - не враг таланта, то, во всяком случае, никакого отношения к нему не имеет.

Другое дело - физика и тп.  Здесь образование необходимо.  Но и тут - Эйнштейн не любил учиться, и после своего вуза впал в депрессию на два года.

Не следует сводить образование к университету. Настоящее образование - самообразование, так же как и самовоспитание

----------------------------------
12. Афоризм слишком короток, потому нелеп, если его проанализировать.
N , например, выдал "мудрый" афоризм:
Хуже всего из качеств мыслящих россиян в общении - предвзятость. И даже не потому, что препятствует восприятию, просто она может поражать человека с интеллектом любой мощности.

НО : Предвзятость, предубеждения - а приори, "по определению" - общечеловеческое качество, а не только россиян.
И почему - у мыслящих? А у немыслящих предвзятости нет?! :))
Обычный шаблон: то, что неприятно у наших соотечественников, отрицать у не-россиян (под которыми, опять по шаблону, подразумеваются жители Запада).
То есть правильно так: "Хуже всего из качеств даже мыслящих людей...
Заметим также, что когда мы высказываемся о других, то это относится прежде всего к нам самим..- "Слова Павла о Петре говорят больше о Павле, чем о Петре".
Короче говоря, мыслящий человек в этой ситуации видит то, что открыто Буддой Шакьямуни: причина самсары - клеши (моха, рага, двеша). А клеши, как известно, - общечеловеческое достояние :))

13. СЛОВА

Мракобесие, святобесие, западобесие... задобесие

Современные либералы терпимы к любым мнениям, кроме истинного (Честертон)

Ка́минг-а́ут (другие варианты написания - ка́мин-а́ут, ка́минг а́ут и камина́ут, от англ. coming out - «раскрытие», «выход») - процесс открытого и добровольного признания человеком своей принадлежности к сексуальном или гендерному меньшинству или результат такого процесса.

14. Книги

Шантидева. Шикшасамуччая. Собрание практик. Москва-Дели. 2013

Далай-лама. Мой путь. М., 2013

Налимов. Спонтанность сознания. М., 1989

А.Кемпински Экзистенциальная психиатрия. 1998.

А. Эйнштейн. Как изменить мир к лучшему. М., 2013. (Сб статей, в т.ч. о религии)

15. Фильмы

Страна медведей. Франция 2013

Чужие. Россия-США-Египет. Фильм Ю.Грымова. Ок 2000 г. (о несовместимости трех культур: русской, западной и мусулЬмаНСКОЙ)

Магнолия. США. Ок. 1999

Метро. Россия

ПАНТА РЭЙ. Кемпински, буддизм

Previous post Next post
Up