диалог о физике и религии

Nov 25, 2016 19:55


                                                                                                                                                                          23 11 2016
Б.: Вчера посмотрел твою лекцию о кв. механике.  В твоем изложении получается, что идеи, которые ты излагаешь,поддерживает и Далай-лама и ученые-академики (в 2010 в Москве). Но ведь это не так.  Дубровский прямо говорил о своем несогласии с тем, что проповедует Менский (см. журнал "БР").

А Далай-лама пишет:

""«Существует также ряд ученых и философов, которые считают, что объяснение феномена сознания может быть получено на пути развития исследований  в области квантовой физики. …
Должен признаться, что объяснения природы сознания на основе квантовой модели материи всегда приводят меня в замешательство. Конечно, неудивительно, что именно квантовая физика с ее находящимися за пределами обычной логики представлениями о нелокальности, кванто-волновой суперпозиции и принципом неопределенности Гейзенберга может привести к глубочайшему пониманию специфически когнитивной
активности. Но тем не менее я не могу понять, чем квантовая теория сознания лучше, нежели нейробиологическое объяснение, основанное на классическом понимании физической   природы когнитивных  процессов. ""

У тебя же выходит , что твоя интерпретации ситуации "квантовая реальность - сознание" - это единственно возможный вариант. Или же, по кр. мере, "большинство ученых" его поддерживает ( у тебя есть статистика? :))  ).

Нет, это один из вариантов. И корректно было бы сказать, что это именно так, а не провозглашать это чуть ли не абсолютной истиной. -  сто лет назад кв. механики не было и неизвестно, что будет через сто лет. Наверное, то,что не снилось ни Бору, ни Эйнштейну.
Говорят ( и ты тоже) о сознании наблюдателя и его влиянии на поведение эл. частиц во время ЭКСПЕРИМЕНТОВ. Но это ведь специфич. и редкая ситуация. Практически же весь опыт познания у людей и животных не имеет никакого отношения к экспериментам.  А твои рассуждения идут таким образом, что якобы и в обычной жизни происходит то же, что в квантовой: если мы (кто?) не воспринимаем мир, то он в это время как бы и не существует или существует в какой-то неопределенности.

Пахнет солипсизмом, и вообще похоже на то, с чем разбирался Ленин сто с лишним лет назад.

Эксперименты ведутся с помощью приборов , результаты экспериментов отражены на материальных носителях. Причем здесь сознание? Наблюдатель не может непосредственно видеть эл. частицы .  Как раз Шредингер и говорил, что мысль - нематериальна и потому никак не может влиять на материю.

Ну и т.д.

Короче, есть квантовая механика и есть ее разнообразные философские, мистические и т.д. интерпретации, которые неоднозначны. Зачастую эта тема привлекает совершенно нездоровые спекуляции и даже практики ("духовное развитие" на основе кв. механики:).

Зачем поэтому вообще привлекать к ней внимание?
Принципиального значения для Дхармы она  не имеет .

Всего доброго!

А.:  Даже ЕСДЛ говорит: Комментируя доклад Кабью Ньямсамбу из монастыря Гандан Тегченлинг об этике и нравственном образе жизни, Его Святейшество заметил, что наука привлекает его по двум причинам. Во-первых,она ведет к более ясному пониманию реальности, а во-вторых, научные изыскания могут внести важных вклад в продвижение общечеловеческих ценностей.
http://elista.riasv.ru/news/dalay_lama_prinyal_uchastie_v_mezhdunarodnoy_konfe/1544122/

Далай-лама:  "Порой я называю себя наполовину буддистом, наполовину ученым, - сказал Его Святейшество. - На протяжении более 30 лет я веду диалог с западными учеными по четырем основным направлениям: нейробиология, космология, физика, и особенно квантовая физика, и психология. Буддийская литература может чрезвычайно обогатить наше понимание этих вопросов, поэтому пользу от наших обсуждений трудно
переоценить. Буддийские ученые-философы и практикующие немало почерпнули из современной физики, а западные ученые открыли для себя сокровищницу буддийских знаний об устройстве ума и эмоций».

Б.: Спасибо, а вот хорошо сказанное от Ясперса:

Ради истины мы должны отказаться от любых абсолютов в пользу ясного, хотя и всегда частичного знания,которое накапливается постепенно и никогда не может охватить всего. Полнота целого принципиально недоступна человеческому знанию, связанному фактором времени. Знание истинно только в тех пределах космоса, которые нам доступны. Стремясь постичь непостижимое целое... мы рано или поздно непременно замечаем, что оно
ускользает от нас и оставляет на нашу долю лишь частичные факты, которые доступны нашему пониманию, но никогда не репрезентирует  целое как таковое.  (Ясперс. Общ. психопатология. С. 279).
Познание отдельного человека сравнимо с плаванием по бесконечному морю в поисках неведомого континента: каждый раз, причаливая к берегу или острову, мы узнаем что-то новое, но стоит нам объявить тот или иной промежуточный пункт конечной целью всего путешествия, как пути к новому знанию для нас закроются. Теории подобны отмелям; мы упираемся в них и застреваем, так и не достигнув искомой земли. ...
Всякая попытка создать целостную схему человека обречена на неудачу. ...человек как целое не может быть самостоятельным предметом научного исследования или преподавания. Познаваемое исчерпывает себя в частностях и относительных целостностях. Антропология не добавляет новых знаний. ... Любая антропология -
это философская дисциплина, то есть не объективирующая теория, а бесконечный процесс самопрояснения.  (с.897-98).

А.: Спасибо и тебе. Но Ясперс, конечно, говорит только об уровне относительном.

Б.: Что ты имеешь в виду: Он говорит об относительном уровне (или на относительном? Нет, он говорит и об относительном и об абсолютном.

- В любом случае невозможно построение какой-то окончательной всеохватывающей системы. Познание, даже только человека, бесконечно. Об этом говорит и Кришнамурти (который вообще не читал никаких книг по психологии и философии, а основывался на самопознании). Каждая система оказывается в конечном счете на книжной полке в трудах по истории философии и религии наряду с другими системами. :))). "Сколько бессмертных богов умерло! Но каждого нового считают бессмертным!" :))).

Или возможна окончательная "теория всего"? - Уж во всяком случае не на основе одной какой-то отрасли знания. Вот не случайно ДЛ заинтересовался не одной только физикой, а называет еще и биологию, и психологию и космологию

А  что остается пока неизменным, так это вот что:

"Большинство прежних этических систем предлагало людям трудный выбор. Человек мог рассчитывать на вечное блаженство, но для этого от него требовались терпимость и сострадание,  он должен был освободиться от алчности и гнева, отрешиться от эгоистических интересов. Для большинства это была непосильная задача. История этики - печальная повесть о прекрасных идеалах, до которых никто не дотягивает.

Большинство христиан не подражает Христу, большинство буддистов не находят в себе сил следовать Будде, при виде большинства конфуцианцев Конфуция хватил бы удар.

Сегодня большинство людей благополучно следуют капиталистически-консьюмеристскому идеалу. Новая этика обещает рай при условии, что богатые останутся алчными и будут стараться заработать еще больше денег, а массы дадут волю своим желаниям и будут покупать товары без меры. Первая в истории религия, чьи последователи делают именно то, к чему их призывают. Но откуда мы знаем, что будем вознаграждены тем, что получим рай? Ах да, нам сказали по телевизору".   (Ю.Н.Харари.Sapiens. Краткая история человечества. 2016. С.422).

системы, наука, буддизм

Previous post Next post
Up