Наука и... (фрагмент статьи)

Sep 20, 2016 07:41


"Вопросы философии"  7   2016
Рец. на кн.: Э.АГАЦЦИ. Научная объективность и ее контексты |
Автор Лекторский В.А.
17.08.2016 г.
E.AGAZZI. Scientific Objectivity and Its Contexts. Springer, 2014. 482 p.
Э.АГАЦЦИ. Научная объективность и ее контексты.
Профессор Эвандро Агацци пользуется известностью в философском мире. В течение многих лет он был Президентом Международной Федерации философских обществ, Президентом Международного Института философии (Париж), Президентом Международной Академии философии науки (Брюссель). Он много сделал для развития отношений между российскими философами и их зарубежными коллегами. Э. Агацци - иностранный член Российской Академии наук, член международного редакционного совета «Вопросов философии» и постоянный автор нашего журнала.
Сегодня он  -  один из крупнейших специалистов в области философии науки. Его работы посвящены прежде всего анализу смысловой структуры научного знания, в частности, той проблеме, вокруг которой сегодня кипят острейшие дискуссии в философии науки: спору реализма и антиреализма. А это не просто академическая дискуссия.  Речь  идёт о понимании одной из важнейших проблем жизни современного человека  -  характера научной деятельности и её места в обществе и культуре. Является ли наука просто способом  проектирования новых технологий или же говорит нечто важное о мире, в котором мы живём, в том числе о мире, выходящем за пределы  всяких возможных наблюдений; определяются ли взаимоотношения между учёными борьбой за лучшие позиции и финансирование  (одно связано с другим) или же прежде всего нормами той интеллектуальной деятельности, в которую они включены? Этот спор идёт сегодня и среди наших философов. При этом нужно заметить, что  за последние 20 лет у нас появилось немало сторонников как раз антиреалистического понимания научного знания. Возможно, это связано с реакцией на догматически насаждаемую в советские годы  «теорию отражения», которая  была формой эпистемологического реализма, хотя не единственно возможной его формой и вовсе не самой лучшей. Но дело не только в этом. Существуют действительные факты, которые могут породить мнение о том, что наука не столько имеет дело с внешним миром, существующим независимо от неё, сколько с продуктами деятельности человека. Ведь современная наука невозможна без использования  огромной  созданной человеком технической аппаратуры;  сегодня  можно говорить об изобилии  соперничающих друг с другом гипотез и теорий, отстаиваемых разными учёными и их группами; наука возможна в наши дни лишь как деятельность больших коллективов со сложными коммуникациями внутри и вовне (так называемая «большая наука»); наконец, объекты научных исследований сегодня явным образом конструируются теоретически и часто не наблюдаемы. Во всяком случае, сегодня у нас популярны идеи о том, что познание вообще и научное познание в частности не имеют отношения к получению истинного знания (понятие истины в этой связи многими считается девальвированным), что рассуждения о рациональности, о нормах получения и оценки знания носят чисто риторический характер и не имеют отношения к реальной научной практике, которая может и должна быть понята  в социологических понятиях, что бессмысленно говорить о реальности, существующей вне конструктивной интеллектуальной деятельности, и т.д.
Э. Агацци - последовательный реалист в эпистемологии и научный реалист в истолковании научного  познания. При этом он не просто декларирует свою позицию, а тщательным образом её обосновывает как путём концептуального анализа, так и посредством интерпретации фактов истории науки. Он самым основательным образом разбирает аргументацию, выдвигаемую современными антиреалистами и формулирует свои контрдоводы. В результате он предлагает  детально разработанную реалистическую концепцию научного знания, в рамках которой  даёт ответы на многие обсуждаемые сегодня проблемы, связанные с пониманием научного знания: начиная  с его смысловой структуры и кончая вопросами  связи науки и технологии, этики науки,  социального контекста научной деятельности, взаимоотношения науки и метафизики. Предлагаемая вниманию читателя солидная книга Э. Агацци  -  итог более чем 40-летнего исследования им данных проблем. По убедительности аргументации, основательности  и детальности анализа, эрудиции она резко выделяется среди многих работ по данной тематике.
Попробую выделить некоторые основные моменты детально развиваемой в книге Э.Агацци концепции теоретического знания - то, что особенно интересно для российского читателя в связи с  идущими у нас дискуссиями в философии науки.
Каждый вид деятельности характеризуется специфическими целями и средствами, а также  способами оценки результатов. Одна из основных идей книги - тезис о том, что наука как деятельность имеет  единственную цель: получение истинного знания. Это специфическое отличие науки от всего остального, чем занимается человек. Научное  знание может использоваться разным образом, в частности,  для производства новых технологий. Но если не учитывать цель научного познания, то  нельзя понять ни смысловую структуру научных теорий, ни их развитие, ни возможность их использования в прикладных контекстах, ни даже взаимоотношения между учёными (поэтому многие представители так называемой «социологии научного познания», игнорирующие эту важнейшую характеристику науки,  превратно описывают эти взаимоотношения).  Э.Агацци разделяет понимание истины как соответствия смысла утверждений реальному положению дел (понимание, восходящее к Аристотелю и развитое Тарским). Вместе с тем он критикует  так называемый «эпистемологический дуализм», согласно которому познание непосредственно имеет дело не с самой действительностью, а  только с её репрезентациями - лишь последние, согласно этой  точке зрения, специфическим образом соотносятся с реальностью. В число концепций, разделяющих позицию «эпистемологического дуализма» и попадающих под огонь критики автора,   он включает  и   «теорию отражения». Э.Агацци критикует последнюю, таким образом, не за её эпистемологический реализм, а за сохранение в ней эпистемологического дуализма - представления о том, что познание имеет дело не непосредственно с самой реальностью,  а с особыми ментальными образованиями - образами, которые являются своеобразными посредниками между  реальным миром и познающим субъектом, как бы отгораживающими сознание от самого мира (мне приходилось в своё время  критически писать о  «теории отражения» сходным образом).
При этом  дело не просто в том, что получение истинного знания - цель науки, подчёркивает автор книги. Ведь не всегда поставленная цель достигается. Критики научного реализма как раз и считают, что дело не в том, каким образом  учёные могут понимать цель своей деятельности, а в том, что на самом деле происходит в науке: ведь теории, претендовавшие на истинность, оказываются отвергнутыми, предполагавшиеся ранее реально существующими ненаблюдаемые теоретические объекты (теплород, флогистон и др.) впоследствии признаются фикциями. Между тем, как показывает Э.Агацци, наука не только пытается получить истинное знание, но и действительно его вырабатывает.  Поэтому он отвергает как  идею  разрыва между теоретическими знаниями и реальностью (в этом случае последняя выглядит как «вещь в себе»), так и концепцию о том, что мы лишь бесконечно приближаемся к обладанию истинными знаниями, возможно, даже имеем некоторые  из них, но не владеем критериями отличения истинных знаний  от знаний ложных. Последняя концепция, как известно, принадлежит Попперу, она связана с его фаллибилистским пониманием науки и с  теорией степеней правдоподобия научных теорий.  Автор книги развивает  и обосновывает иное представление о характере научных теорий: наука в действительности обладает бесспорно истинными (и в этом смысле абсолютно истинными) знаниями, и при этом количество этих знаний растёт.  Эти истины Э.Агацци называет относительными не в смысле их отличия от «абсолютной истины» (как это традиционно было принято считать в нашей философской литературе), а в смысле их отнесенности к определенной группе референтов: теории могут быть истинными по отношению  к одной  такой группе и ложными  по отношению к другой. Референты  - это реально существующие положения дел: реальность может быть понята как совокупность референтов всех существующих и возможных истинных высказываний.
К пониманию автором истинного характера научных теорий и связанному с этим вопросу о взаимоотношении между теориями я ещё вернусь, а сейчас хочу обратить внимание на то, что способом  выделения референтов научных утверждений по Э.Агацци являются физические операции и основанные на них операциональные определения. Именно такого рода операции  обеспечивают непосредственный практический контакт познающего субъекта с реальным миром, существующим вне познания и независимо от него. Важно подчеркнуть, что при этом операции понимаются в книге не в смысле известной концепции  операционализма, хотя Э. Агацци и признаёт определённые заслуги последней. Для операционализма Бриджмена отсутствие непосредственного  операционального определения теоретического понятия означает его бессмысленность. По существу эпистемологическая позиция Бриджмена - это эмпирический реализм. Это, конечно,  не феноменологизм  Маха, считавшего, что не вещи порождают ощущения, а  ощущения вещи. Для Бриджмена реально существуют и вещи обыденного опыта, и  учёные с их лабораториями, и используемая в лабораториях аппаратура, и сами измерительные операции. Но то, что выходит за эти рамки - лишь интеллектуальные конструкции, имеющие смысл только в той степени, в которой они могут быть редуцированы к лабораторным измерительным операциям. Таким образом, согласно операционализму ненаблюдаемые теоретические объекты должны быть элиминированы из научной теории....................................................................................

наука

Previous post Next post
Up