Буддизм в пробирке?

Jul 31, 2016 17:42


Привет, А.!

30. 7. 2016

1. Кой-где ты пишешь, что Далай-лама относится к астрологии СДЕРЖАННО.
Откуда ты взял это? Он относится к астрологии двояко. Лично - как раз
несдержанно, говорит о ней подробно, с  иронией и т.п. - и явно не выставляет ее
как ценность. А вот с астрологией как традиционным элементом тибетской
культуры вынужден примириться.
       (Здесь ситуация схожая с отношением к устаревшему календарю, архаичности языка и пр. в русском православии - провозгласи патриарх реформу календаря или хотя бы перенос даты Рождества , тут такое подымется средь наших христиан!...).
Одно из обычных противоречий между сатьей и ахимсой, народ хочет жить в
спокойном заблуждении...

2. И совершенно определенно ДЛ говорит о том, что буддизм, переходя на Запад,
вообще в другую культуру, сохраняет свою суть, но сливается с этой культурой.
(надеюсь ты помнишь , где это сказано - или процитировать?). Неверно переносить
, скажем, тибетский (или бирманский и т.д.) буддизм в Россию словно в пробирке, в
его абсолютно тибетской форме. Но я, признаться, вижу в издании Лам-рима и т.д.
именно это. Но это тупиковый путь.

3. Точно так же  в твоих устных и письменных текстах я не встретил (или
пропустил?)  никаких определенных заявлений об архаичности буддийской
космографии, о необходимости привести бзм в соответсвие с современной наукой и
т.д.   Далай-лама высказывался об этом, правда . все это остается без последствий.

4. ДЛ вышел за пределы буддизма к общечеловеским ценностям и языку (книга "Вне
религии" и др). (Что , впрочем, уже давно сделал Кришнамурти). А множество
изданий, особенно в русле школы Гелук, идет сугубо в традицинном русле, с
дебрями специфической терминологии, зачастую англизированной лексикой
("мастера", "доктрина" и т.п.) и пр...

5. А между тем сознательное "человечество бьёт тревогу" по поводу тотального кризиса земной цивилизации.И бьется над проблемой коренного преобразования сознания, ума (mind) (и соотвественно жизни). Похоже, что тысячи лет существования традиционных мировых религий не стали радикальным средством, и к 21 веку человечество все более погружается в неразумие и безумие.

Б.

-----------------------------------

Далай-лама:

Иногда меня спрашивают: подходит ли для западных людей буддизм - древнее восточное учение. Мой ответ таков: все религии по своей сути заняты коренными человеческими проблемами. Пока люди - с Востока или Запада, белые, черные, желтые или красные страдают от рождения, старости, болезни и смерти, - все они, исходя из этой точки зрения, равны. Пока существует это коренное страдание, излишен вопрос, подходит эта религия или нет, ибо сама сердцевина ее имеет предметом именно это страдание.

И все же вопрос остается, если принимать во внимание различные духовные предпосылки индивидуумов. В то время как одни люди склонны к одной еде, другие считают, что для них лучше иная пища. Подобным образом одна религия помогает больше одним, в то время как другая приносит больше пользы другим. В этих условиях многообразие учений, которые мы встречаем в истории человечества, необходимо и полезно. И на Западе, без сомнения, существуют люди, которые находят ответ на свои проблемы в буддизме.

Если же говорить о сущности какой-либо религии, то вопрос "подходит" или "не подходит" неуместен, и нет необходимости в изменении основополагающего учения. Во внешних же вещах изменения возможны... В Индии, Тибете, Китае, Японии и где бы то ни было с религиозной точки зрения буддизм одинаков, в то время как культурное наследие в каждой стране различно. Так, буддизм вобрал в себя в Индии - индийскую, а в Тибете - тибетскую культуру. Следовательно, возможно включение буддизма и в культуру Запада.

Сущность буддийского учения неизменна... Внешние же аспекты - определенные ритуалы и церемонии - не обязательно подходят для нового окружения; эти вещи подлежат изменению. Как они будут меняться в другом окружении - не предсказуемо. Это происходит постепенно. Когда буддизм из Индии пришел в Тибет, никто не мог с уверенностью сказать: "Вот буддизм в новой стране, теперь мы должны практиковать его таким-то и таким-то способом". Такого решения не было. Постепенно, со временем, выработалась своеобразная традиция. Это возможно и в отношении развития буддизма на Западе. Постепенно может сформироваться буддизм, который будет связан с западной культурой. Как бы то ни было, это поколение, ваше поколение, начинает осуществлять эти идеи в новых странах и возлагает на себя большую ответственность познания сущности и приспособления ее к новому окружению.

Для этого необходим критический разум. Не следует впадать в одну из крайностей: нехорошо быть слишком консервативным, так же, как и быть слишком радикальным, ... надо идти средним путем. И вообще в любом отношении очень важно выбрать умеренную середину... Разум должен в совершенстве исследовать и познавать то, что в обычной жизни ценно и что бесполезно, даже если это, возможно, часть культурного наследия. В случае с тибетской культурой, например, некоторые возникшие в прошлом традиции в будущем могут быть бесполезными. Если при изменившихся обстоятельствах социальная система, и в особенности тип мышления, меняются, то могут оказаться излишними и некоторые аспекты какой-либо культуры. Это относится и к Западу: если какие-то аспекты старой культуры обветшали..., их нужно модифицировать, в то время как другие аспекты, которые еще имеют значение и полезны, должны быть сохранены. Вы должны пытаться соединить с буддизмом эту культуру.  .....

кризис, буддизм, Далай-лама, Запад

Previous post Next post
Up