ПАНТА РЭЙ, март 2013

Apr 02, 2013 23:44

ПАНТА РЭЙ, март 2013 March Panta rei

Действительность. О том, что именно представляет собой конкретная действительность, нельзя говорить с полной и объективной уверенностью; действительность в значительной степени зависит от того, во что верит соответствующая общность людей. Пытаясь понять другого, мы должны отличать его понимание и восприятие реальности от того, что считаем реальностью мы сами. Именно потому, что конкретная действительность не знает абсолютов, любое понимание остается, так сказать, в подвешенном состоянии. (К.Ясперс).

Постоянный гнет обыденности давит сознание человека; большинство из нас значительную часть своей жизни не могут вырваться из-под ее ига. Чувство обыденности есть величайшая ложь затмевающая наше сознание. Эта серая отрава искажает подлинную картину мира, пропитанный ею человек утрачивает чувство тайны, чувство чудесного, он перестает ощущать дыхание Вечности, он забывает, что она где-то рядом... Кто знает, не явилось ли чувство обыденности как бы защитной реакцией слабеющего духа перед могучим натиском высшей реальности бытия? Быть может, мы уже не способны постоянно выносить ее свет? И вот наши духовные глаза закрылись, наша интуиция притупилась... воцарилась обыденность... но время от времени дух, посыпаясь, делает отчаянные попытки освободиться от лживой иллюзии обыденности... И как вспышки молнии эти возвраты освещают наш унылый путь.. (Анна Безант?).

------------------ ☼ ------------------

1. Двенадцать разделов Слова (Будды)

В «Трактате о созерцании» (бхавана-крама) Камалашилы и «Ламриме» Цонгкапы мы встречаем рекомендации изучать 12 видов буддийских писаний. Эти виды, точнее жанры, на санскрите - сутры, гея, гатха и др. Где узнать подробнее, что это за разделы? Посмотрел «академические» - «Словарь» Андросова и энциклопедию «Философию буддизма» и не нашел даже упоминания. Изложение темы обнаружил в явно не академических: «Энциклопедия буддизма» (Институт метафизики. СПб 2009), «Ламрим» Цонкапы (примечание 141 в 2-х томном издании А.Терентьева), «The Seekers Glossary of Buddhism» 1997. (Twelve divisions… - p. 657).
Но наиболее основательное описание: Будон Ринчендуб. История буддизма. 1999. С.44.

2.О безумии этого мира
В действительности тема не нова. В 50-е гг. прошлого века подобное констатировал Э.Фромм, слушая "обычные"новости по радио. (См. его книгу "Здоровое общество"). Более того, кое-что по теме мы встречаем уже в Дхаммападе (ок 2,5 тыс. лет назад). И как может быть иначе, если жизнь как отдельного человека, так и общества во многом определяется страстями и невежеством (скр. рага-двеша-моха). Но, конечно, имеет значение и степень безумства. Иногда оно просто зашкаливает, и тогда возникает страстное желание и необходимость сменить это безумие на другое, которое мы считаем разумием.

3. «Неожиданный ракурс». «Достоевский вообще оказался самым любимым писателем германских оккупационных властей. Недаром его портрет висел в кабинете Гитлера. Как известно, Федор Михайлович считал главными врагами русского народа евреев и поляков, которых расовая доктрина национал-социализма признавала главными и германского рейха». (Соколов Б. В. Оккупация. М., 2002. С. 146).

4. Из серии «пушистый Запад». Е.Сатановский: В Швеции только в 60-е гг 20 века перестали насильно стерелизовать цыган и саами.

5. Нормальность - признак нетворческой личности (?). Эйнштейн: «Храм науки…». (Люди в нем разных типов: для одних наука - как спорт, они обладают гордым чувством своего интеллектуального превосходства, другие - занимаются наукой в утилитарных целях. И лишь меньшинство - истинные ученые, они обычно странны и замкнуты; они хотят уйти от будничной жизни с ее жестокостью и безутешной пустотой и стремятся создать себе ясную картину мира, на эту картину они переносят центр тяжести своей духовной жизни).

6. Но вот странная странность: Леви-Брюль назвал свою книгу «Первобытное мышление», хотя речь шла о психологии современных индейских племен. И это заблуждение многими поддерживается до сих пор. Они считают, что наглядно познают то, что исчезло десятки тысяч лет назад. . Впрочем, если спросить не этнографов и переводчиков древних эпосов, а историков, то мы услышим, что о «первобытном мышлении» нам почти ничего неизвестно, а существуют, в основном, предположения и гипотезы.

7. Обнаружилась общая генетическая основа пяти психических заболеваний: шизофрении, МДП, гиперактивности и др.

8. «Блеск молнии во мраке ночи...» (Ушинский после спонтанной медитации)
...это основной закон, развивающийся из самого себя. Где бы то ни было, когда бы то ни было, меня ни застало его повеление, - я должен низойти до самого источника воли; туда, где она одна присутствует, творящая, - где нет судьбы; туда, куда так трудно проникать непривычному - куда восходил я (но так редко!) - туда, где лежат неистощимые силы, зародыши всех величий, всего творчества (силы творческой, не материи), - туда-то я должен низойти и выйти оттуда победителем над всеми страстями - бесстрастием, леностью, приличиями - над всем, но - с предписанием ума. Иначе отворять двери этой сокровищницы сколько полезной, столько и страшной, - будет безумным, противозаконным бунтом. А если только прихоть, раздражительность, своеволие, упрямство, нетерепеливость сломят эти двери, то - беда: разрушится стройное государство.
Когда-нибудь, любезная любознательность, я постараюсь описать вам покороче внутренность этой сокровищницы и богатства, там собранные, а теперь я так не долго оставался, и притом был так объят укрепляющим жаром ее, что спешил скорее выйти. (Ушинский, дневник. 17. 11 1844).

Глядя чувствующим взглядом на природу, сознаешь бессмысленную гордость людей, считающих себя единственными жильцами этого бесконечного пространства, наполненного бесчисленным множеством миров... Нет, должны быть другие существа, выше человека...
Физика, одна физика не могла создать этого чудного мира, а еще меньше - мысль, подобная человеческой. Нет это - живое существо! И мы - также живые органы его! Еще более: мы сосуды души его! О! при этой мысли, всякое сомнение, всякая боязнь отлетает прочь, и радость бытия и сознания объемлет душу мою! Чувство вечности, сознательной вечности, ты - лучшее чувство в душе человека! Но - увы! - моя слабая прироода не может удерживать его долго. Подобно молнии, блеснет оно, подобно ей разорвет мрачные облака, покрывающие небо моей души, и подобно ей, исчезнет быстро, исчезнет, - и снова мелкие, вседневные, бессмысленные заботы о чем-то потянутся целые дни и целые годы, до новой бури и до нового блеска - до нового восторга!
Извне, откуда-то с неба прилетает и эта мысль, и это чувство ко мне; но может ли она ужиться во мне, вместе со всяким хламом, которым набита душа моя, как котомка ветошника?... (Ушинский, из дневника 1845 года. Соч. Т. 11)

9. СЛОВА
Мизология - ненависть к разуму, наукам. (См. диалог Платона «Федон»).
«Воинственный атеизм сменился воинственным православием».

10. Книги
Геше Джампа Тинлей. Три основных аспекта пути. Новосибирск 2013

двенадцать разделов Слова, Ушинский, Фромм, мизология, Ясперс, панта рэй

Previous post Next post
Up