Аномалии и патология (фрагмент) (Полн. вариант см. : zagumyonnov.16mb.com)

Mar 20, 2013 07:20

АНОМАЛИИ И ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ, СОЗНАНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

Содержание

0.О границе между нормой и патологией
А. Искажения мышления под влиянием клеш
Б. Аномалия и патология мышления самого по себе
I. Аномальное образование понятий
II. Нарушения темпа мышления
III. Нарушение формы (стройности) мышления
IV. Нарушения мышления по содержанию,бред, паранойя
В. Расстройства речи
Г. Расстройства сознания и самосознания
Д. Ум и слабоумие

0. Нет четкой границы между нормальным и патологическим. «Отличить … психопатическую неполноценность от нормы - дело совершено невозможное, различие здесь колеблется в пределах «более» или «менее», - говорит К. Юнг. Ему вторит наш психиатр: «Говорить о какой-то точной психической «норме», свойственой некоему «среднему» человеку, очень сложно и, вероятно, вообще невозможно... Посредственность ни в коей мере не может быть принята за эталон» (Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1985. С.94). Изменения мышления под влиянием настроения, симпатии, гнева и т.д., - хотя они могут быть весьма значительными, так что кажется, что в одном человеке мы имеем дела с двумя личностями, - не относят к патологии: эти изменения свойственны большинству людей и не выходят за границы неписаной «нормы». Патологическим считают нечто чрезмерное по степени проявления и длительности, не присущее абсолютному большинству и переживаемое самим человеком как страдание, например навязчивые фобии.
Между здоровьем и болезнью имеется ряд переходов. Так, (идя от уровня нормальности), существуют: акцентуированные личности; психопаты, включая шизоидов; страдающие неврозами; подверженные психозам. Ни одного человека нельзя назвать абсолютно нормальным. Каждый немножко невротик, немножко шизофреник и т.д. Болезнь - это нередко шарж на здоровье, т.е. развитие того, что свойственно здоровому человеку, до чрезмерной степени.
«Бредовые установки встречаются в повседневной жизни и при этом их не трактуют как болезненные. В ряду общеизвестных явлений можно назвать изменение образа того же самого человека под влиянием разнородных чувств; совершенно иначе видит его тот, кто любит, нежели тот, кто боится и ненавидит. В обоих случаях видимый образ весьма значительно отличается от действительности. Подобным образом изменяется образ окружающей действительности под влиянием чувств несправедливости, вины, ревности и других фиксированных эмоциональных установок. Различное видение мира при этом, однако, не выходит за рамки разнородности социально принятых норм, и поэтому эти люди не трактуются как психически больные, несмотря на то, что они могут напоминать бредовых больных как с точки зрения силы и фиксированности чувств, так и в плане искажения образа действительности и сопротивления любым попыткам коррекции». (Кемпинский А. Психология шизофрении. СПб, 1998, с. 98).

Но любая даже нормальная самсарическая психика с духовной точки зрения ненормальна, болезненна. Иначе, какой смысл вообще в духовном учении, в Пути? Пребывание в самсаре, вовлеченность в самсару, даже самое благополучное, есть страдание (духкха), а страдание - основной признак болезни.

В последние десятилетия наблюдается рост психических отклонений во многих странах. Иногда можно услышать о том, что четверть и более всего населения страны в принципе нуждается в психиатрической или психологической помощи и т.п. Особенно часты, по-видимому, невротические расстройства, невротизация, вызываемая общей напряженностью и противоречивостью современной жизни. Люди все более становятся подверженными депрессиям, «энергетическим» нарушениям. Еще в «Йога-сутре» отмечается, что подавленность (даурманасья) и «дрожание членов» (признак невротизма?) связаны с отсутствием сосредоточенности, т.е., мы можем сказать, с отсутствием серьезной цели в жизни.
В западной или российской психиатрии нет абсолютно четкой классификации психических расстройств. Подобные классификации и не могут быть однозначными. Ведь для этого необходимо было бы абсолютное познание психики и при этом с какой-то единой точки зрения. Но по общему признанию, психиатрия находится почти в младенческом состоянии, а психология не представляет собой единую систему, а множество школ. Познание же психики бесконечно, «столь глубок ее логос» (Гераклит).
Но в этой главе мы и не ставим целью полное и исчерпывающее описание психических аномалий. Здесь речь в основном о том, что искажает процесс правильного осмысления и осознания и препятствует правильному пониманию и духовному развитию. В принципе, основные аномалии-препятствия этого рода описываются прежде всего как клеши.

(Самое общее деление стихии психики: (1) нормальность - (2) промежуточное между нормальным и болезнью - (3) явная болезнь. Не следует сводить это деление только к здоровью и болезни. Множество известных личностей: ученых, писателей, поэтов, художников страдали заметными психическими аномалиями, но их творчество не сводилось ведь к болезни. Говорить, например, что Достоевский - эпилетик, это значит не сказать ничего о его творчестве и о богатейшем психологическом и духовном содержании его произведений. Некоторые находят заметные отклонения от нормы даже у Э.Лимонова. Но, господа «психиатры», Лимонов - состоявшиася личность, его писательство признано, он сидел в тюрьме (а не в психбольнице), бывал в горячих точках, организовывал политические партии, пользуется вниманием женщин, у него - дети. Дм. Быков хотел бы создать его жизнеописание. А кто-то уже издал книги о нем. Короче говоря, его достаточная нормальность подтверждена его жизнью, творчеством и кругом его общения (коммуникаций). Его «ненормальность - в пределах нормы». Не следует заниматься излишней психиатризацией личностей и явлений. Это само по себе может оказаться несколько ненормальным).

А. Искажение правильности мышления под влиянием клеш

Клеши - неведенье, эгоцентризм, страсть, гнев, гордость, зависть и т.д. Они являются причинами неадекватных психических реакций и процессов.

1.Неведение (скр. авидья, тиб. маригпа) - «врожденное», «аксиоматическое» признание-восприятие противоположности (отделенности друг от друга) субъекта и объекта, «я» и обстоятельств, «я» и окружающего. Это деление всех явлений на «я» и «не-я». Хотя для обычной жизни, для практической деятельности и для науки, диада «субъект-объект» явление «само собой разумеющееся», в духовной сфере это не столь очевидно. В адвайта-веданте и махаяне деление на субъект и объект считается иллюзорным ( согласно концепции о двух истинах: относительной и высшей).

1а.Проекция (перенесение) субъективного на объект (субъективирование, интерполяция, скр. адхьяса) - это основное проявление авидьи, согласно адвайта-веданте. «Психическая жизнь… проецировалась вовне. … Вместе с отводом проекций медленно развивалось знание. … Все промежутки между действительными познаниями заполнены проекциями» (К. Юнг. Архетип и символ. 1991. С. 185).

1б.Но даже и на обыденном уровне мы можем заметить большую условность деления на «я» и обстоятельства. Обстоятельства считаются чем-то внешним. Но как возникают обстоятельства? Мы участвовали в их создании, т.е. были их причиной. И таким образом обстоятельства и мы - единое явление. Обстоятельства - это мы. Все происходящее с нами есть результат наших действий. Точно также страна, окружающая нас природа неразрывно связаны с нами, ведь мы оказались в этом окружении не случайно.

1в. Поэтому ссылаться на обстоятельства, как на какие-то абсолютные препятствия для осуществления целей или движения по пути - позиция неадекватная. «Всё зависит от обстоятельств» - это крайность. «Всё зависит от нас самих» - это тоже крайность, но она ближе к реальности и, кроме того, это позиция активного человека, который использует максимум своих возможностей.

2. Я-и-привязанность-к-нему (тиб. бдаг.дзин). Восприятие и действия живого существа организованы, контролируются определенным центром. Для человека это центральная нервная система и на уровне сознания - это «я». Любое сознательное действие, восприятие, мышление неизбежно эгоцентричны: ведь никто за нас не может мыслить и т.п. Звуки мы слышим справа, слева, сверху, звуки идут к нам как к физическому центру, это естественная точка отсчета. Таким образом, эго, «я», эгоцентризм (в нейтральном смысле) для относительной реальности (для обычного сознания), в которой господствует отношение субъект-объект, явление неизбежное и «естественное».
Отсутствие такого центра привело бы к дезориентации, к дезинтеграции психики, зомбизации и гибели. «Ослабление духовности в человеке, утрата центра и ведет к распадению на куски и осколки. Это есть процесс разложения, диссоциации личности» (Н. Бердяев).
«Нарушение чувства [реальности «я»] обнаруживается прежде всего в таких проявлениях, как деперсонализация и дереализация».
(О расщеплении «я»). «…Чувство идентичности сохраняется благодаря интеграционным способностям; из множества противоречий создается единое целое. При шизофрении эти способности оказываются ослабленными. Целое оказывается разрушенным. Нет больше единого «я»; теперь их много. «Имя мое легион, ибо нас много» (А. Кемпинский. Психология шизофрении. СПб, 1998, с.214, 216).
(Разрушение «я»). При острых формах шизофрении … «я хочу» фактически перестает существовать; больной оказывается в плену необычных событий, которые происходят в нем самом и в его окружении, утрачивая способность выбора; его несет бурный поток…». (Кемпинский. Указ. соч., с. 219).

2а. Но нейтральное эго встречается редко. Почти всегда эго, «я» существует вместе с привязанностью к нему. То есть обычно существует гипертрофированное эго (гипер-эго), называемое нами обычно просто «эго», и которое проявляется как гордость, самомнение, самолюбие, властолюбие, своеволие, самоутверждение, самоуверенность, высокомерие и т.д., а также как обидчивость (явный признак гордости), ранимость, и всякие неприятные реакции и переживания, когда мы слышим что-либо отрицательное о себе.
Но привязанность искажает адекватность познания. Поэтому о себе мы судим необъективно, не видим недостатков, преувеличиваем достоинства, оправдываем себя, в то время как легко замечаем недостатки других. Из ста критических мыслей едва ли одну мы относим к самим себе, все остальные мы направляем на других и на «обстоятельства». Это было отмечено еще в глубокой древности. В Евангелии обвиняются в лицемерии те, кто видит сучок в глазу другого, а бревна в собственном глазу не замечает. Еще более древняя Дхаммапада говорит: «Легко увидеть изъяны других, свои же, напротив, увидеть трудно. Ибо чужие изъяны рассеивают, как шелуху; свои же, напротив, скрывают, как искусный шулер несчастливую кость» (строфа 252).
«Одной из основных особенностей построения человеческого мира и, вероятно, мира животных является его эгоцентрический характер. Центральной точкой отсчета, вокруг которой все вращается, является данный человек… Бредовая структура, помимо прочего, основывается на том, что эгоцентричность системы подвергается все большему акцентированию. При этом исчезает нормальная перспектива, которая позволяет отделить «то, что касается меня» от «того, что меня не касается». Больного касается всё, всё к нему относится. …» (Кемпинский, указ. соч., с.41).

2б. Действительно, легко заметить, что основной причиной, главной действующей силой («пружиной») многих психопатологий является гипертрофированное «я» и сосредоточенность, «зацикленность» на личных проблемах. В бреде преследования, изобретательства, социального реформаторства, мессианства, величия и т.д. мы видим акцент на ценности своей личности: ведь не может же весь мир ополчиться на незначительного человека! А невротики отличаются исключительной сосредоточенностью на своих личных проблемах; парадоксальным образом они, не зная усталости, часами рассказывают о своей усталости и других болячках.
Но, опять-таки парадоксальным образом, чрезмерная сосредоточенность на собственных проблемах (в отличие от проблем научных и т.п.) не способствует их разрешению; наоборот, проблемы разрастаются. И это относится не только к невротикам, но и вообще ко всем людям.

2в. Давно замечено: если даже мы и не выпячиваем перед другими свои достоинства, то, по крайней мере, скрываем недостатки. Но благодаря такой установке, наши недостатки скрываются во многом и от нас самих. Таким образом, что также хорошо известно, существует расхождение между нашим представлением о себе и тем, каковы мы на самом деле. Попросту говоря, мы себя идеализируем. При этом нередко наши ближние видят наши особенности лучше, чем мы сами. Некто, проведя в медитации два часа, обнаружил у себя много ужасного. Но если бы он расспросил друзей, то ему не понадобилось бы и медитации. Когда это расхождение становится весьма значительным, оно переходит границу нормальности. Самомнение ведет к отрыву от реальности, к неспособности слушать других. Часто вместо диалога мы слышим два монолога (а в случае явной патологии наблюдают одиноко сидящего человека, говорящего с кем-то невидимым).
Зачастую, никакими доводами в ссоре и споре нас нельзя убедить в том, что мы не правы. Не прав или «виноват» именно другой.

2г. Примечательное явление - порочный круг во взаимоотношениях двух гипертрофированных «я». Каждый видит в другом (т. е. проецирует на другого) свои изъяны, так что дискуссии или препирательства могут продолжаться бесконечно: каждый находит все новые аргументы в пользу своей точки зрения, и не хочет выйти из «колеи». «Очень часто приходится слышать, как люди обращают друг к другу одни и те же упреки, называя друг друга, к примеру, упрямыми, пристрастными, придирчивыми, когда они придерживаются разных мнений. … так что правые и неправые говорят почти что одним языком, сетуют на одно и то же и приписывают друг другу одни и те же пороки» (Арно и Николь, Логика, или Искусство мыслить. М., 1991. С. 270)
При длительных и эмоционально окрашенных спорах оппоненты могут незаметно для себя меняться позициями. Один начинает утверждать то, что ранее отрицал и то, что утверждал его оппонент.

2д. Таким образом, привязанность к «я» препятствует как самопознанию, так и познанию объектов. Эта привязанность - главное препятствие на духовном пути. Но даже обычный человек испытывает временами состояния преодоления этого гипер-эго, когда эго становится нейтральным, что воспринимается как его растворение, исчезновение, отсутствие.

3. Привязанность к «я» проявляется, далее, в появлении понятий «моё» (то, что якобы принадлежит мне) и «чужое». К своему (родственники, друзья, вещи) мы испытываем привязанность, к чужому - равнодушие или антипатию. То есть возникают страсть-привязанность и антипатия-ненависть.

4. То, как (1) страсть-привязанность (скр. рага) и
(2) отвращение-ненависть (двеша), гнев и т.п. влияют на мышление и поведение - общеизвестно. Страсть ослепляет, ненависть ослепляет. Предмет страсти переоценивается, ему приписывают всевозможны

слабоумие, самопознание, сознание, патология, привязанность

Previous post Next post
Up