Эго и ум, гордость

May 01, 2015 18:58


Ум и «Я». Хорошо известно, что при самопознании, суждениях о себе мы обычно во многом обманываем самих себя, и что «со стороны виднее». Мы в отношении себя - «лицо заинтересованное», пристрастное, необъективное. Но так необъективно и всякое живое существо, поскольку первая потребность каждого - «инстинкт самосохранения». И еще: «лицом к лицу лица не увидать», т.е. когда мы постоянно и ежесекундно имеем с чем-то дело, даже если оно непосредственно перед нами, то мы утрачиваем свежесть и объективность восприятия. Любое существо заинтересовано в успешной деятельности, любому присущ инстинкт самосохранения, стремление утвердить себя. Эти качества особенно проявляются в борьбе с препятствиями и другими людьми, принимая гипертрофированную форму. Высокое мнение о себе ( я - хороший, умный и т.д.), высокая самооценка способствует успеху, повышает настроение, она приятна. Вполне естественно, что мы стараемся ее поддерживать, испытываем привязанность к своему завышенному образу. Как отметил Гельвеций ( в книге «Об уме») каждый считает себя самым умным, свои взгляды - самыми верными (если бы они были неверными, то мы бы их сменили на верные - т. е. в конечном счете, они всегда оказываются «самыми верными»).

Совсем маленький ребенок многократно повторяет: «я умный, я умный, я ловкий, я сильный...).

Почти любой человек поддается лести; подлинная лесть это когда нам говорят то, что мы сами о себе думаем:)). Занимая высокое положение человек через несколько лет оказывается близким к мании величия.

То же проявляется с возрастом, многоопытный старик считает, что он обладает абсолютными истинами и видит мир адекватно, и здесь он «впадает в детство»: ребенок считает, что мир именно таков, каким он его воспринимает. «Каждый принимает конец своего кругозора за конец света» (Шопенгауер). Ригидность (инертность, негибкость) мышления становится непреодолимой и как бы ни увещевали такого мудреца, что он - не абсолют, ничто не помогает. В особенности трудна ситуация со святыми. «Не так трудно устранить гордость простого человека, гораздо труднее устранить гордость святого, исполненного сознанием своей святости», - отмечает Рамакришна.

В общем, отношение к себе, своему уму, как и ко всему вообще, обычно двойственно: симпатия и антипатия (скр. рага-двеша), а потому неадекватно. Мы преувеличиваем достоинства того, к чему мы привязаны и преувеличиваем недостатки того, что ненавидим. Обычно мы привязаны к своему образу, но бывают случаи, когда мы ненавидим себя и впадаем в уныние, считая себя ничтожеством, безнадежным существом, недостойным существования (депрессия). Искажения реальности под воздействием эмоций достигают невероятных масштабов, одно и то же воспринимается то как белое и сияющее, то как беспросветно темное.

Борьба с гордыней, с гипертрофированным эго - одна из основный задач духовной практики. Но я», гордость чрезвычайно хитры и парадоксальны: человек становится гордым и от того, что победил свою гордость :)).

Между тем, основная причина перерождений в самсаре - привязанность к своему «я» (тиб. даг.дзин).

эго, ум, я

Previous post Next post
Up