Feb 10, 2013 11:41
Снова и снова приходится сталкиваться с неверным пониманием концепции кармы даже среди буддистов. Это не воздаяние (ретрибуция - по изысканному выражению "академиков", погрязших в терминологии).
Воздаяние, а тем более возмездие за что-то - это личностное понимание кармы (кто-то воздает, наказывает или награждает, "боженька накажет" - пугают детей). Предполагает судью и палача. Как раз это (а также карма как судьба, рок) - распространенное ложное понимание кармы. Карма - это причинно-следственная связь.Понижается температура и вода замерзает - где же здесь возмездие ?
«Теорию кармы не следует путать с так называемой “нравственной справедливостью” или “наградой и наказанием”. Идея нравственной справедливости или награды и наказания возникает из ложного представления о верховном существе, Боге, который есть законодатель, вершащий правосудие и решающий, что правильно, а что нет. Термин “справедливость” двусмысленен и опасен, и во имя него человечеству вреда было принесено более чем добра. Теория кармы - это теория причины и следствия, действия и противодействия; это естественный закон, не имеющий ничего общего с идеей награды и наказания. Каждое намеренное действие имеет свои последствия и свой исход» [Валпола Рахула 1995: 27].
"Возмездие (высокий стиль) - отплата, кара за преступление, за зло" (Толк. словарь))
Видимо, как в случае с "животными и птицами" наше понимание попадает к стойкую колею привычного обыденного понимания.