Истобенск

Aug 24, 2010 18:25

 

Продолжаем рассказ о Кировской области и о вятском барокко, начатый здесь. Еще одну грандиозную руину можно увидеть в селе Истобенск (правильно именно Истобенск, не Истобенское) Оричевского района. Село расположено в 50 километрах западнее Кирова почти у самого берега реки Вятки.



"Название села происходит от древнерусского слова "истба", "Истоба" - изба, построенная из рубленного леса. До прихода на Вятку русских на месте будущего села располагались вотские селища-городища. Одно из таких городищ существовало в X - XIV веках у деревни Тиваненки (в 2-3 километрах вверх по реке - прим. авт. web). Племена вотяков-удмуртов проживали в полуземлянках-шалашах, крытых корой и дерниной. Поселение из рубленных истоб, возникшее на месте селищ коренных жителей - вотяков, получило название "Истобное".

Село Истобенск издревле являлось центром тяглового и оброчного станов, позднее - волости. История села богата событиями и интересными людьми и корнями уходит в седую старину.

Уже в XII веке русские стали проникать в бассейн реки Вятки. Но массовое заселение русскими Вятской земли произошло в XIV веке. Сразу в нескольких летописях отмечается, что в 1374 году на среднее течение реки Вятки пришли с Волги новгородские ушкуйники-разбойники, сновавшие города Никулицын, Котельнич, Хлынов. Шли они, по летописным известиям, реками; с верховьев Камы на Чусовую, а затем на Чепцу и Вятку, с Ветлуги - на Молому и Вятку. Существовал, по-видимому, еще третий, более древний путь: с Юга - притока Северной Двины - на Ветлугу и Молому, а с них на Вятку."

Продолжение этого текста читайте здесь.



Зачем нужно было ехать в Истобенск? Главная причина, конечно, - Николаевская церковь. Еще немного чужого текста:

"Выходец из Устюжского уезда Двинской трети деревни Онисовой черносошный крестьянин Никита Горынцев слыл опытным зодчим, который «...чрез долговременную опытность в постройке и даже сочинении планов приобрел немалое искусство». Он участвовал в закладке фундамента Кафедрального собора в городе Вятке в 1760 г., а позднее ему как искусному строителю было поручено исправить низко сведенные своды в том же соборе. В 1765 г. Никиту Горынцева приглашают жители села Истобенского к строению каменного Николаевского храма. Неудачно начатые строительные работы вятским каменщиком - жителем города Хлынова Алексеем Окуловым заставили прихожан Истобенской церкви послать «выборных к тому строению» Ивана Савина и Дмитрия Королева в Великий Устюг для заключения подрядного контракта с устюжскими каменщиками. Перенимая строительный опыт, вместе со своим отцом работает Данило Горынцев. Николаевская церковь возводилась по рисунку, «который малявил в Устюге Прокопьевский пономарь». Традиция ориентировать зодчего при сооружении храма на какой-то образец идет еще из средневековья и не означает его точного копирования. В основном заимствование заключалось в типологическом сходстве построек, давая тем самым строителю широкие возможности для проявления своей творческой индивидуальности. При определенном формальном сходстве
с «рисунком» или прототипом каждый раз рождался новый образ, который являлся итогом творческого мышления самого «автора». В данном случае «чертеж» служил иллюстрацией к подрядной записи, в которой дан подробный словесный «портрет» облика будущего храма «...от полу до зводного замка 6 аршин с половиною, в церкви до замка 7 аршин с половиною, в верхней холодной церкви от пола до паникадильного кольца 7 сажен с половиною, а церковь о два окна, а алтарь и трапеза, а выше церковного своду класть два осьмерика, третья шейка, а вся б та церковь с шейкой не ниже 16 сажен, а у всей той церкви окна делать, также около окон в пристойных местах поясы и вверху шестерики искусною мастерскою тескою... Колокольню класть с паперти, а по левую руку в паперти прикласть палатку... а выше трапезной крышки колокольню класть до слухов на восьми граней в вышину до подзорного пояса 8 сажен, а подзорный пояс в 2 аршина с половиною, над сводом осмерик чтоб был в красе...».
Русских зодчих всегда отличало умение найти наиболее выгодное место для своих сооружений, что позволяло в полной мере ощутить их значимость и пространственные качества. Выстроенный в 1768 г. Николаевский храм расположен в центре села на живописном левобережье Вятки."
Продолжение статьи здесь.



В настоящее время церковь (как и всё село) находится в плачевном состоянии. Она заброшена. Стоит без окон и дверей. Со всех сторон ее окружают непроходимые заросли. Детали нижнего яруса сфотографировать практически невозможно. Надпись на плакате внизу на следующей фотографии: "Опохмелочная. работает с 4-х утра". Действительно, церковь используется жителями села как место, где можно побухать. Ну и как туалет, естесственно.















Когда-то церковь стояла прямо на берегу Вятки. Сейчас река именила свое русло и протекает где-то в километре отсюда. Осталось небольшое старичное озеро, постепенно превращающееся в болото. В нём можно увидеть большое количество бочек. В них жители села маринуют огурцы. Истобенск позиционирует себя как огуречная столица. Ежегодно здесь проходит праздник огурца.



Малоземелье заставило жителей заниматься огородничеством, молочным животноводством, подсобными промыслами, отходничеством для службы в речных флотилиях страны. Не случайно истобяне издавна слывут как искусные овощеводы-огуречники.

Засол огурцов в деревянных бочках с применением приправ - чеснока, укропа, листьев смородины и дуба, хранение бочек в реках с ключевой водой, имеющей постоянную низкую температуру, дают огурцам особый вкус и славу "истобенских". Не только на рынках области, но и в городах горнозаводского Урала и на севере страны истобенским огурцам покупатели отдают предпочтение перед всеми другими.

Овощеводство в селе имеет длительную историю. Оно начало интенсивно развиваться с середины XIX века. В различные периоды истории истобяне выращивали различные овощи: капусту, лук, морковь, огурцы, помидоры. И сейчас почти каждая семья выращивает для продажи огурцы, лук, чеснок, капусту.




Река Вятка. В это лето из-за жары она сильно обмелела.



Образец рядовой застройки села. В Кировской области, по моим наблюдениям, довольно скромная домовая резьба. 
Зато, сильно удивили названия деревень. Коржавины, Тупицыны, Смирновы, Кутергины... Именно так и называются. В именительном падеже. Нигде больше такого не встречал.



Кроме Николаевской в селе есть еще две церкви. Одна из них в более-менее приличном состоянии. Другая - руина. Начнем с первой.



Как выглядела вторая сейчас уже сложно представить. Хотя и как руина она смотрится довольно живописно.





Добраться до истобенского не так просто. Из Кирова утром едут два автобуса. Один в 7 с чем-то, другой в 10-10. За 2-3 часа вы спокойно осматриваете местные достопримечательности, а затем возникает вопрос как отсюда выбраться. Ближайший вечерний автобус в 7 вечера (ходит не каждый день) и в 9. Но, ничего похожего на автостанцию в Истобенске нет. Так что, купить билеты или узнать пойдёт ли вообще автобус невозможно. Самый правильный выход - идти пешком до Оричей, а оттуда на электричке. Это 20 километров по неплохой асфальтовой дороге с очень редкими машинами. По дороге вы сможете полюбоваться очень красивыми пейзажами. Если повезет, поймаете попутку. Если не повезет, тоже не беда. По пути можно будет увидеть еще один образец "вятского барокко" - церковь в Спас-Талице. Но, мы попутку всё же словили, поэтому церковь видели только из окна. В заключение еще несколько пейзажей.













Previous post Next post
Up