На Общественном телевидении России полчаса
поговорили с Борисом Кузнецовым ("РОСМЭН") про его конкурс "Новая детская книга".
Сначала - два слова о самом директоре "РОСМЭНа". Это уникальный человек, который умудряется сочетать в себе дар бизнесмена и любовь к хорошим книгам. Возможно, есть другие, но у них, как правило, дар бизнесмена побеждает всё остальное. Или, наоборот, книгу они обожают, а вот с бизнесом проблемы.
Интервью предлагаю не читать, а именно слушать, чтобы получить чисто эстетическое удовольствие от общения с приятным собеседником.
Ну и тезисы, по каждым могу поставить и свою подпись.
Об отличиях современного детлита от советского
Читая "Незнайку", читая "Старика Хоттабыча", сейчас понимаешь, что современному ребенку нужен гораздо более плотный сюжет, гораздо более насыщенный деталями.
Петр Кузнецов: Клиповое сознание даже применимо сейчас и к детской литературе.
Борис Кузнецов: А это не хорошо и не плохо. Они просто, может быть, даже быстрее нас мыслят, вы знаете, вполне возможно.
О проблемах с рекомендательной системой
самая большая проблема современной детской литературы - рекомендательная система. Она разрушена, честно, ее нет.
Тут должен оговориться:
рекомендательные ресурсы в Интернете есть, но назвать это "системой" сложно (АЖ).
О "воспитательной" и других "ролях" литературы
Чему научила книга, книга - лучший подарок… Слушайте, книга не должна никого ничему учить, вот не должна. Как будто и ребенок кому-то что-то обязан, и книга кому-то что-то обязана. Литература должна быть литературой, как минимум.
Я считаю, что если человек ставит какие-то себе не творческие задачи, а морализаторские, практические, коммерческие задачи, сначала - получается не литература, а получается в лучшем случае какой-то коммерческий продукт.
Все, что с нами в жизни происходит, формирует нашу личность. Все, что с нами происходит хорошего, плохого, повседневного, не повседневного. Что-то сильнее формирует личность, что-то нет. Книги в том числе формируют нашу личность. Если в этом ключе говорить, то да, конечно, книги учат, они нас формируют. Но учат с этой назидательностью, с такой долбежкой - нет, я против этого.
О конкуренции (детских писателей, бумажной и электронной книги и пр.)
Писатель оказывается тоже в конкурентной среде. Он же претендует не на чтение, он конкурирует не с другими авторами, он конкурирует на площадке детского досуга, на которую претендуют мультики, друзья, игры компьютерные.
неважно, откуда человек потребляет буквы. Он их может потреблять с бумаги, с плоской поверхности, может потреблять их с планшета, да хоть со смартфона.
О ребенке внутри детского писателя
Все писатели и поэты детские, талантливые, интересные, которых я знаю - они все именно с таким неубитым ребенком. У них нет внутри, они не вырастили в себе этого взрослого унылого дятла.
О библиотеках
Маленький город, в городе 20 тысяч человек живет. Куда пойти с ребенком? Очень часто это оказывается библиотека. А если еще библиотекарь с моторчиком и с шилом в одном месте, то это действительно становится культурным досуговым центром для детей - библиотека.
Я очень много общаюсь с библиотекарями, я искренне их люблю и уважаю, и среди них есть те, которые действительно последние юродивые на Руси, которые ради культуры, ради книг, за очень небольшие зарплаты рвутся и делают очень много. Они совершают какой-то подвиг. Они знают книгу, они любят ее, они с ней работают.
Очень интересное!
И у нас сейчас есть очень любопытный опыт. Мы же работаем еще и с подростками, у нас есть такой клуб онлайновый, " Terra Incognita", порядка 80 тысяч читающих подростков в нем состоят по всей стране. Мы периодически устраиваем офлайн-сходки реально читающих подростков. Последняя сходка была в июне, 36 городов принимали участие в ней.
И вот моя мечта - превратить всю эту систему читающих подростков, срастить эту систему с библиотеками. Вот у нас, мне отдел маркетинга рассказал, что в нашей системе " Terra Incognita" присутствуют дети минимум из 90 городов. Во всех этих городах есть библиотеки. Это реально читающие дети, которые хотят собираться и обсуждать книги, и говорить об этих книгах. Где им еще собираться? Им же можно собираться в библиотеках. Есть место, есть читающие дети - давайте их соберем вместе.
Я ни разу не издавался в "РОСМЭНе", но если вдруг система читающих подростков заработает, готов участвовать тушкой или чучелом!
Originally published at
Сайт писателя Жвалевского. Please leave any
comments there.