Кто зарабатывает на книгах?

Jul 07, 2017 16:37


Почитал забавную статью Антона Котенева "Идеальный случай для литератора - найти богатую бабу". Там рассматриваются прикольные способы финансирования труда писателя: почти не работать, быть на иждивении у друзей, родителей или женщин, работать в смежных (или несмежных) областях и - так и быть! - немного зарабатывать на гонорарах.


Но я не об этом.

Я задумался: ладно, писатели на литературе не зарабатывают. А кто тогда?

Примерная структура цены книги известна.

(Для не владеющих английским перевожу: Retailer - доля торговли, Publisher - доля издательства,  Author - гонорар автору, Production - расходы на производство, Distribution - расходы на доставку, Promotion - расходы на продвижение)

Правда, это "буржуйская" модель, которая не совсем так выглядит на постсоветских просторах. Например, авторский гонорар реально считается не с розничной цены книги, а с так называемой "издательской", которая раза в два ниже. И автор получает не 10%, а 5%. А вот расходы на типографию (Production) сегодня могут достигать 50-60%. Зато на продвижении (Promotion) многие стараются сэкономить.

Но я опять не про то.

Структура цены - это не структура долей прибыли. Потому что книжная торговля не купается в деньгах, и тем более не страдает от изобилия полиграфия. Все съедают расходы.

Но! Есть одна организация, которая конкретно зарабатывает на книге, (почти) ничего для нее не делая.

Это государство.

На схеме это не обозначено, но с каждого этапа государство берет долю малую. Начиная с автора (13% подоходного) и заканчивая магазином (НДС + налог на продажи). Оценить, какую часть цены книги мы платим в бюджет, сложно. На глазок могу прикинуть, что не меньше 30%. Думаю, верная цифра находится где-то в пределах 30-50%.

И что взамен получает книжный рынок?

Понятно, что есть базовая возможность - возможность функционировать. Грубо говоря: "вы платите за то, что мы вам позволяем работать". Но отдавать за это половину денег... Не жирновато ли? Хотелось бы еще какой-то отдачи.

И тут многое зависит от страны. Не буду приводить примеры загнивающего Запада (чтобы не захлебнуться слюной), расскажу о двух странах, которые знаю хорошо: Россию и Беларусь.

В России есть какая-никакая Национальная программа поддержки чтения. Это не не голый распил с откатами, я сам получал кусочки этой программы: в виде литературных премий, участия в фестивалях и семинарах. В конце концов, все наши с ДЛС бесконечные поездки по городам и весям России финансируются из местных госбюджетов. Есть система грантов (тоже реально работающая). Главные премии - "Большая книга" (для взрослой литературы) и "Книгуру" (для подростковой) - проводятся при непосредственной государственной поддержке. А сейчас правительство РФ обещает создать еще одну премию, для "малышковой" литературы. Все это можно критиковать - но по крайней мере есть что критиковать.

Теперь Республика мать моя Беларусь. Мне известны три формы государственной поддержки книги в нашей стране:
  • выпуск "социально значимой литературы"
  • проведение литературных Дажынак Дней белорусской письменности
  • вручение Национальной литературной премии

Раньше книги еще входили в список социально значимых товаров, но за 9 дней до объявления Года Книги в стране эту лавочку по-тихому прикрыли.

Про "социально значимую литературу" (СЗЛ) я уже писал, повторяться не буду. Вкратце: нет никакой поддержки литературы, государство просто поддерживает государственные издательства, которые не в состоянии жить в условиях рынка. Из кармана в карман деньги перекладывает. Причем берет деньги у всех (в том числе частных издательств), а благодетельствует только "своих".

Дни белорусской письменности к литературе имеют не самое прямое отношение. Даже Белнацлитпремия, которую там вручают, не является центральным событием этого праздника. Просто "праздники такого рода часто бывают у селян" (© Ильф-и-Петров).



Фото с сайта 2-goroda.by

И, наконец, мое любимое - Белнацлитпремия. Как показывает список лауреатов и состав жюри, всё это мероприятие направленно на поддержку только и исключительно пригосударственного Союза писателей Беларуси. Его особый статус "при государстве" был недавно официально подтвержден Министерством культуры.

То есть, в сухом остатке, "господдержка литературы" в Беларуси состоит из финансовой подпитки убыточных госиздательств, проведении квазилитературных сельских празднеств и поддержки "своего" Союза писателей Беларуси (при полном наплевательстве на прочие литературные общественные организации). Уж извините, дорогое государство, но это всё - процессы, происходящие внутри вас. К поддержке национальной литературы или национального книжного рынка это не имеет никакого отношения. Не тот масштаб.

Если же вернуться к главному - "вы платите налоги за возможность работать" - то позвольте рассказать случай из личной практики. Когда я еще ходил на белорусское телевидение, во время ток-шоу "Выбор" спросил у тогдашнего зампреда Госкомпечати тов. Подгайного, почему государство никак не поддерживает издательства. Тов. Подагайный ответил с достоинством: "Наше дело - выдавать лицензии. Остальное - проблемы издателей" (Цитирую по памяти, но за суть ручаюсь).

С тех пор многое изменилось. Госкомпечати вошел в состав Министерства информации. Лицензии стали называться "свидетельствами о государственной регистрации". И только позиция чиновников нерушима.

"Наше дело - выдавать лицензии". И брать за это половину цены книги.

Originally published at Сайт писателя Жвалевского. Please leave any comments there.

Беларусь, рынок, конкурсы

Previous post Next post
Up