Читая Галковскаго

Jan 10, 2021 13:42

Возможно, «интеллектуальная недостаточность» (русскаго) православія до нач. ХХ стол. была для него спасительна.
Если оставить въ сторонѣ инвективы насчетъ «полуазіатскаго христіанства», Г-й правъ: у насъ не было ни подлиннаго богословія, ни стóящей философіи. Но онъ неправъ, когда считаетъ, что этого в православіи не было вообще. Какъ минимумъ, стоило бы вспомнить, ктó стоялъ у истоковъ столь цѣнимаго имъ Возрожденія.
Византійскіе мыслители глубоко разработали не только богословіе, но и антропологію, и гносеологію, и логику. Просто эти интеллектульныя богатства оставались нѣсколько вѣковъ подъ спудомъ: малоазійскимъ и балканскімъ христіанамъ послѣ турецкаго нашествія было не до нихъ, а до Россіи они просто не дошли сначала въ силу ея «дѣтскаго» состоянія - рано еще было такими вещами заниматься, а потомъ въ силу послѣдствій того же турецкаго разгрома.
Если бы мы освоили это все «до историческаго матеріализма», вполнѣ возможно, что съ Православіемъ случилось бы нѣчто похожее на то, что происходитъ съ католицизмомъ. Но благодаря тому, что эти богатства для насъ стали открываться лишь теперь, послѣ прививки большевицкимъ сатанизмомъ, есть надежда, что мы ихъ не профукаемъ.
Понятно, что интересуются «византійскими древностями» немногіе, ну такъ многихъ и не надо, тѣмъ болѣе, что и само православіе-то сейчасъ - религія малозначительнаго меньшинства. «Много званныхъ, да мало избранныхъ».

А кромѣ того, я считаю, что мавзолей долженъ быть разрушенъ.

Галковскій, Православіе, мысли вслухъ, Россія

Previous post Next post
Up