Oct 11, 2023 04:29
В сети дофига всяческих высказываний о том, как следовало бы поступить в связи с очередным (!!!) палестино-израильским обострением. Да, для тех, кто слышит ежедневные (!!!) сводки с Украины с сотнями погибших среди сограждан и среди родственного народа, вести об однократной гибели нескольких сотен - это всего лишь обострение. Но почему-то новая тема вызвала повышенное внимание, видимо, своей новизной, а не родством пострадавших с большинством высказывающихся.
Очень многие впали в рассуждения о том, кого считать людьми, т.е. достойными защиты, а кого считать недочеловеками, обреченными на уничтожение или жестокое наказание, т.е. кто там больше человек, а кто больше животные.
Решил высказаться о том, как это видится мне. Более того, предложу некоторые обоснования для этого видения.
Можно ли как-то оправдать убийственные действия направленные "по площадям" на мирное население. Можно ли такие действия считать гуманными и достойными человека? Отвлеченно от обстоятельств, в самом общем виде - это очень нехорошие действия, так людям поступать не следует. Но вот что остается делать людям, если у них отбирают землю, дома, лишают прав, по отношению к которым применяют грубую силу и у которых не остается будущего как у народа, наследующего своим отцам, дедам и прадедам? Что могут делать люди, к чьим протестам не прислушивается и которым реальной помощи в имеющейся проблеме не оказывает все мировое сообщество "человеков"? Помощь продовольствием и медикаментами - это, будем честными, помощь лишь в сохранении существования, существования вместе со сложившейся проблемой.
Вот на вопрос уже в такой форме ответить становится затруднительно. И, думаю, каждый из тех людей, людей оставленных с ТАКОЙ проблемой, вправе решать самостоятельно - что допустимо, а что нет, а затем нести ответственность только перед своей совестью и тем Богом, в которого верует, но не перед теми, кто оставил их в беде, не помог решить тяжелейшую жизненную проблему, и уж не перед теми, кто возникновению проблемы активно способствовал. Я ничего не сделал для решения проблемы палестинцев и я не вправе их осуждать. Не думаю, что имеют какое-то нравственное право на осуждение те, кто способствовал возникновению проблемы. Если читатель этих строк что-то ощутимое сделал для действительного решения проблемы палестинцев, то тогда и только тогда пусть попробует их осудить.
На этом можно было бы поставить точку.
Но можно предложить поучительный мысленный эксперимент, чтобы лучше осознать, понять происходящее.В действительности такое вряд ли будет реализовано, потому остается лишь мысленно экспериментировать.
Давайте представим себе, что мировые СМИ уделят пусть и задним числом столько же внимания к жертвам среди палестинцев от рук израильтян, среди которых было немало детей столько же, внимания для каждой жертвы за прошедшие десятилетия, сколько сейчас уделяется в среднем на каждого погибшего израильтянина. Кстати, эту часть мысленного эксперимента можно было бы попытаться сделать в действительности и общественными усилиями - всего лишь заняться сбором и распространением информации.
Далее. Предложим в рамках мысленного эксперимента Израилю и израильтянам в качестве ответной меры наказать палестинцев, совершивших недавние убийства ровно в такой же мере, в какой были наказаны убийцы-израильтяне. Ведь должны были их как-то осудить за убийство, вероятно посадить в тюрьму, с какими-то условиями содержания. Ну вот так же и с участниками хамасовцами им можно будет поступить. Согласятся, как вы думаете? Если не знаете, то можно посправшивать у знакомых израильтян, так все и выяснится.
Что даст этот мысленный эксперимент? А он всего лишь покажет, что во рассмотрении этого противостояния давно закрепились, мягко говоря, двойные стандарты.
Двойные стандарты - это проявление несправедливости, а вместе с несправедливостью неизбежно то, что любое решение не даст спокойного будущего. Кровопролитие будет неизбежно порождать ответное кровопролитие и так во веки веков. Завершиться такое может с окончательным выбиванием обеих сторон до неразличимо малой численности. Но на то, что какая-то сторона полностью уничтожит другую - не стоит надеяться, не в современном мире. Другой вариант завершения - жесткие и решительные действия со стороны внешних сил по подавлению способности к совершению кровопролития обеими (!!!) сторонами. Но и такое не представляется возможным на практике - опять же потому, что такова ситуации в современном мире.
Не видно на израильской земле возможности сколь-либо устойчивого мира - как на нее не посмотри. Но чтобы всем представителям остального человечества, обратившим взгляд в ту сторону сохранять важнейшие человеческие достоинства - разумную непредвзятость и стремление к справедливости, нужно тщательно избегать следованию двойным стандартам. И более в этой ситуации сказать нечего.
П.С.Впрочем, уже видно, что упомянутые человеческие достоинства постараются сохранять очень немногие.