Помойте, хорошенько смажьте, поставьте в правильное положение, вдумчиво натяните, и будет Вам кусочек счастья, если Вы велосипедист.
Проверено.
Уже в прошлом сезоне подумывал о том, что пора бы почистить-перебрать-смазать втулку заднего колеса. Но втулка незнакомая, сложнее старой доброй дорожной червячной - с трехскоростной планетаркой Shimano ."Nexus inter 3". Наконец на прошедшей неделе собрался духом, пролистал ворох ютубовских роликов от всяких умельцев и решил, что ПОРА.
Далее - для владельцев похожей втулки или желающих перейти на многоскоростной велосипед с планетарной передачей.
Все оказалось намного проще, чем казалось поначалу. Главное - быть внимательным, работать за столом и расстелить на нем что-то мягкое, чтобы оброненные детальки не прыгали и не разбегались.
Из видеопособий, более всего понравились следующие:
1. От Сергея Гарррража:
https://youtu.be/rMObv5RqPO4 . Можно им и ограничиться.
2. От АлексБасса:
https://youtu.be/m2oALXTCTyA . Это пригодится, если разберете чуть больше, чем необходимо для обычной смазки и возникнут затруднения в сборке.
3. От Монстрохода:
https://youtu.be/LOS9lfHd1QM . Это на случай если будет желание вникнуть и понять, как же эта хитрая втулка работает - поможет. Но просмотреть потребуется несколько раз, да еще и собственную втулку в руках покрутить. Кстати, для вникания в устройство и работу, крутить втулку в руках лучше до смазки.
Далее. Заодно и на переднем колесе смазку обновил, да натяжение спиц на обоих колесах поправил. Предварительный эффект - хороший. Но уяснил для себя кой-какие тонкости.
У втулки есть отчетливо выраженная правая сторона - с механизмом передач, и левая сторона - с тормозным механизмом. Разделены они стопорной шайбой, садящейся на определенное место на оси. Это значит, что конусы подшипников на каждой стороне надо регулировать независимо друг от друга.
Конус правой стороны затягивается по мануалу до упора, а затем ослабляется на треть оборота и в той позиции фиксируется контргайкой. В общем, можно послушать ход колеса, посмотреть свободное вращение и чуток пошевелить затяжку-отпуск конуса чуть больше или меньше трети оборота от упора и уловить оптимальное положение, но, думаю оно не слишком далеко от предлагаемого документацией.
С конусом левой стороны требует неторопливой тонкой настройки, а главное - пары редких тонких ключей - на 17 и 22 мм. Если нет таких ключей, то... в общем крайне сложно точно настроить и зафиксировать левый конус и планетарка будет работать не очень хорошо.
Еще одна занятная тонкость. Поскольку имеем лишь две звезды с цепью, то натяжителя цепи не подразумевается, а натяжение ставится фиксированным путем подбора крепления задней оси. И вот тут важно правильно это натяжение выставить. Слишком слабая провисающая цепь дает риск ее спадания со звездочек. А вот слишком сильно натянутая - неожиданно ухудшает свободное вращение колеса - оно начинает чуток притормаживаться. Т.е. цепь должна совсем немного, но провисать. Да, при этом на кочках будет иногда стучать по щитку, но с этим приходится мириться. А если не хочется мириться, то надо мастерить какой-нибудь подпружиненный натяжитель цепи. Последнюю тонкость уяснил и отладил после второй правки натяжения левого конуса (для этого пришлось взять взаймы те самые, редкие тонкие ключи) и после правок натяжения цепи.
И вот - наконец прокатился уже по одному из привычных маршрутов в 20 км и оценил последствия усилий по наладке. Ощущение такое, что с каждой ноги сбросил по трехкилограммовой гирьке. Ход стал легче, свободная прокатка длинней. Средняя скорость по маршруту выросла где-то на 20-30 процентов при сохранении интенсивности нагрузки (ну, интенсивность субъективно определялась).
Кусочек счастья :-).
П.С. Уже для всех. Если хочешь, чтобы используемый механизм работал хорошо и служил дольше, весьма полезно хорошо разобраться в его работе и, если получится, настроить самостоятельно. Понимание работы механизма незаметно принуждает: к правильной его нагрузке; к своевременному опознанию намечающихся неприятностей; устранению намечающихся неприятностей до того, как они разрастутся до тяжелых последствий.