В 1154 году, по случаю рождения у Долгорукого младшего сына Всеволода (Дмитрия), Андрей основывает на реке Яхроме город Дмитров. Тогда же укрепляет Москву. Отстраивает Юрьев-Польский. Самое большое усердие он показывает в строительстве Владимира на реке Клязьме.
Фридрих Барбаросса присылает Андрею архитекторов, которые строят во Владимире Золотые и Серебряные ворота. Летописец о деятельности благочестивого князя Андрея в те годы 1152 - 1155 писал:
"Изукраси землю залесскую храмами божьими, монастырями спасеными, городами крепкими, палатами белокаменными".
Церковное и градское строительство Андрея, имело некоторое отличие от аналогичной деятельности его предшественников.
Если до начала его строительной деятельности кафедральные соборы городов посвящались Софии (Премудрости Божией - Троице ), то Андрей Георгиевич строил храмы посвященные исключительно Богородице.
Алтари всех храмов воздвигнутых этим князем украшала одна и та же символика - Якорь. Скорее всего эта символика, означала, что от начала до конца путь уже пройден, а здесь в Залеской земле, постоянная остановка и спасение.
...
В конце мая 1157 года, когда весть о смерти Юрия Владимировича Долгорукого и событиях в Киеве, достигла Ростовско-Суздальской Земли. В Ростове состоялся очередной представительный собор. Избранные представители от всех сословий и духовенства решали, как жить дальше. Через неделю прений было принято единогласное решение:
"Ростовци и Суждальци, здумавши вси, пояша Андрея, сына (ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО) его старейшаго, и посадиша и в Ростове на отни столе, зане же любим всеми за премногую его добродетель, юже имяще прежде к Богу и ко всем сущим под ним".
Соборное решение упразднило уделы в Ростовско Суздальской Земле и объявило всех владельцев - под рукою Андрея. Иными словами, для всех социальных звеньев населения, включая Рюриковичей, в объединенном княжестве вассально-служебные отношения устанавливались как обязательные. Самое замечательное, что всеобщий вассалитет был установлен не единоличным решением святого князя, а приговором всей земли. В том же году Андрей переносит столицу объединенного княжества окончательно во Владимир и завершает постройку своей резиденции в Боголюбове.
Окончание строительных работ завершилось установлением кивория, каменной чаши с выбитым на дне восьмиконечным крестом. Такая же чаша стояла в Иерусалиме, напротив храма Святая Святых - Гроба Господня и означала пуп Земли (центр мира). Удивительно дело, но Боголюбово ориентированно к Владимиру, так же как и Иерусалим к Риму, и расстояние между ними кратно.
...
В конце января, начале февраля 1169 года час Андрея пробил. К нему прибыла депутация из четырех князей и представителей 50 городов, с просьбой защитить их от произвола киевского хищника. Андрей созвал собор во Владимире, который приговорил, что надо спасти Русь от пленения и разорения, для чего своих хищников укротить. Сам князь, признанный депутацией истинно Великим, в поход не пошел. Во главе ополчения он поставил своего сына Мстислава, геройствовавшего в волости Аскаланской. Удивительной чертой этого похода был сбор войск. В отличие от аналогичных предприятий, когда войска сначала собирались в назначенном пункте, затем выступали на встречу с противником, на этот раз войска выступили самостоятельно из различных районов и одновременно встретились под Киевом 5 марта того же года.
Два дня ополчение одиннадцати князей-подручников (русский эквивалент вассалов) штурмовало Киев. На третий день 8 марта 1169 года ополчение взяло "мать городов Русских" приступом.
...
В составе ополчения оказались организованные и дисциплинированные отряды, которые, опережая других, вошли в город, не задерживаясь у домов граждан, торговых лавок, брали под свой контроль церкви, монастыри и реликварии - под угрозой оружия, не допуская туда никого из посторонних. В результате штурма и захвата из Киева были вывезены все чудотворные и драгоценные иконы, мощи святых, книги, ризы и все колокола. Все священное имущество было доставлено во Владимир и встречено с ликованием народом высшим духовенством и князем.
Летописец свидетельствует, что Киев был наказан за грехи жителей и ересь тогдашнего митрополита Константина.
С тех пор Киев навсегда утратил право называться столицею Руси. Его князья, лишенные прежнего материального могущества и покровительства чудотворных икон и мощей, уже зависели от воли Владимирских держателей и утратили самостоятельность. Андрей не переехал в Киев и не стал удерживать его за собой лично, как удержал Ростов, Суздаль, Переяславль, Ярославль помимо Владимира, а посадил в нем брата Глеба, поцеловавшего ему крест на всей его воле (принесшего клятву вассальной верности - оманж).
http://www.apocalyptism.ru/Tamplier.htm