Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. Московское научное издательство. 1919 г. // Allpravo.Ru - 2004. << Назад Содержание Вперед >> а) Старые сравнения государства с организмом.
Сравнения государства с организмом по происхождению своему не менее древни, чем политический атомизм. Происхождение их надо искать также в донаучных представлениях,-в «естественном» способе мышления, который совершенно инстинктивно в своих характеристиках государства применяет такие понятия, как «политическое целое», «глава государства», его «члены», «органы» государства, его «управления» или «функции» и т. д. Если остановить внимание на научно-политических теориях, то органические аналогии проходят через всю их долгую историю, начиная с античной политики и кончая ее современными представителями. Исследователи, посвятившие себя изучению истории органической теории государства, обычно упускают из виду, что эти известные органические сравнения, при помощи которых научная политика стремилась облегчить понимание своего предмета, по смыслу своему в различные эпохи были совершенно не однозначны. В этом отношении исследователи подходят к органической теории некоторым, мы сказали бы, внешним образом, с точки зрения, если можно так сказать, политической анатомии, совершенно игнорируя, что за этой анатомией всегда стояли некоторые физиологические и биологические представления, придававшие аналогиям тот или иной, иногда совершенно различный смысл. Сколь велико было различие во взглядах на органический процесс, столь разнообразен был смысл, вкладываемый в сравнения государства с организмом. И насколько древняя теория жизни стояла на точке зрения других принципов, чем новейшая биология,-настолько неправомерно считать Платона и средневековых схоластиков предшественниками новейших государствоведов и политиков, причисляющих себя к органической школе и учащих, что государство есть особое органическое целое
[1].
Известно, что органические сравнения зародились еще в той политической школе, которая в государстве видела иерархическое отношение между самостоятельными личностями. Платон не раз сравнивал государство с человеческим организмом. В некоторых местах своих политических сочинений он прямо указывает, что благо-устроенное государство подобно телу, которое скорбит и радуется по поводу каждого отдельного своего члена
[2]. Еще более ярко взгляд этот высказан Аристотелем, который не только считал государство продуктом природы, но полагал еще, что государство «предшествует» отдельному человеку, как всякое целое предшествует своей части
[3]. Эта мысль стала до известной степени аксиомой всей последующей «органической» политики и к ней постоянно прибегали все те, кто боролся с социальным атомизмом и номинализмом. Органические сравнения из античной политики перешли в христианскую. Находя подтверждение в некоторых местах свящ. писания, сравнения эти встречаются и y отцов церкви и y многих средневековых писателей. Однако, легко видеть, что за всеми этими сравнениями, за всей этой политический анатомией, лежало некоторое общее воззрение на органический процесс,-воззрение, весьма далекое от наших современных взглядов
[4]. Воззрение это связано с выше характеризованными особенностями античного и средневекового миросозерцания, с учением о внешнем порядкемирового целого. Для него органические явления были частным случаем общекосмического начала власти и управления. Как Бог господствует над миром, так душа господствует над телом. Сущность явления жизни и сводится к управлению материей посредством души. Воззрение это называют обычно анимизмом, и оно принадлежит к старейшим гипотезам о жизненном процессе: оно властвовало над умами, начиная с первых шагов науки в Греции и кончая XVIII веком нашей христианской эры
[5]. Последним блестящим представителем его был Г. И. Шталь, но и после него оно довольно долго держалось в популярном сознании
[6]. Вот этот-то анимизм и служил теоретической базой для всех старых сравнений государства с организмом,-факт, который придает этим сравнениям совсем особый характер и заставляет с большой осторожностью относиться к мысли, что предшественниками новейших органистов XIX века были еще древние политики и средневековые схоласты.
[дальше...]