Итак, присутствие усуней-асиан на территории Кангюя несомненно. Несомненно и то, что в дальнейшем аланы и асы, если вспомнить ал- Бируни, на этой территории фиксируются неразрывно друг от друга, являясь двумя составляющими одного этнического целого.
Мы определили два компонента, составивших алан, - это юечжи-тохары и усуни-асии. К ним, без сомнения, следует прибавить и собственно кангюйцев, т.е. племена исконно обитавшие на территории, названной китайцами Кангюем. Проистекал ли процесс аланского этногенеза на территории всего Кангюя или формирование алан происходило только в отдельных областях этой кочевой державы, покажут будущие исследования. Сейчас мы можем только констатировать, что именно Кангюй явился территорией, где происходило сложение народа более тысячелетия известного как аланы.
Обстоятельства, способствовавшие появлению алан на исторической арене, неизвестны, но имеющиеся в нашем распоряжении факты позволяют высказать некоторые соображения. Формирование алан происходило на территории Кангюя, который во II в. до н.э. являлся не более чем политическим аутсайдером. В последующие два века мы наблюдаем возросшую мощь Кангюя. Произошедшие в кангюйском обществе изменения во внешней политике выразились в стремлении к расширению своей территории. Способствовать этому могло вхождение в Кангюй группировок юечжей и усуней. Благодаря этим народам на территории Кангюя происходит концентрация не просто большой военной силы, но, скорее всего, силы для данной территории избыточной, а в военном отношении элитарной.
Обусловлено это тем, что юечжам и усуням в их движении от северных границ Китая на запад, при отпадении "слабосильного" элемента, удалась сохранить мобильное и боеспособное ядро, в которое вливались не менее боеспособные и мобильные этнические единицы из других племенных группировок. В то же время, чтобы стремиться к завоеваниям, изменения должны были произойти и в сознании самих кангюйцев. Ведь для того чтобы вести себя "надменно", "гордо", "дерзко", а именно так описывает Кангюй автор "Хань шу", нужно было избавиться от психологии политического аутсайдера.
Во многом изменению сознания кангюйцев должна была способствовать, если использовать термин Л.Н. Гумилева, "пассионарность" юечжей и усуней, желавших новых побед и добычи. Кроме того, чтобы сплотить население Кангюя, нужна была идея, которая могла бы стать общей для различных племенных группировок. Таковой могла стать идея национального единства, появлению которой должны были способствовать ираноязычие интересующих нас групп кочевников, общий кочевой уклад хозяйства, приблизительно одинаковое развитие социальных отношений и многое другое.
Национальной же идеей, которая могла быть выбрана для консолидации полиэтничного кангюйского общества, стала идея общего арийского происхождения. Как часто случалось в истории, люди в трудную минуту обращаются к героическому прошлому своих предков. По всей видимости, именно этноним "агуаnа", т.е. "ариец", бывший в древности общим для всех ираноязычных народов, стал наиболее популярен у кангюйцев и был воспринят если не всеми, то, во всяком случае, значительной их частью. Причем воспринят он был не в древней фонетической форме - агуаnа , а в новой - alana.
http://www.alanica.ru/articles/13-alan-who-are-they середина конец начало конец
1 в 1 в до н.э. 1 в до н.э. 2 в до н.э.
аланы <-- Кангюй Алтай
| \ хунну
| асы <-- асии <---- усуни (племя Ворона)
Бактрия \ Семиречье Сев.Китай
б.юэчжи <---------- юэчжи-тохары (племя Луны)
___________________________________________________________________
проблема;
этникон аланы впервые фиксируется в 25-м году н.э. в китайских источниках как название
военной элиты, сменившей имя владения Яньцай. бывшего в зависимости от Кангюй,
на Аланьляо. Но во II-I вв до н.э., за 150 лет до этого Страбон писал о роксоланах -
рокс-аланах, светлых аланах, - обитавших между Доном и Днепром.