Чудь белая и беловодье
«По всеобщему преданию алтайцев, во времена отдаленные Алтай был населен чудью, не имевшей ни ханов, ни зайсанов. В то время не было ни одной березы. Как скоро появилось это небывалое дерево, чудь умозаключила, что ей не сдобровать. Выкопали ямы, утвердили в них столбы для потолка из камней и земли, забрались в эти ямы, подрубили эти столбы и тем без дальних хлопот все дело покончили». Н. Рерих, посетивший Алтай в 20-х годах, приводит слова старика-старовера: «Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами». Впрочем, мы вправе усомниться в том, по крайней мере, что подобные слова исходят из уст старовера. В старообрядческие воззрения с трудом укладываются упования на счастливое время «в мире сем», а уж тем более на «науку» и «сокровища». Коренной алтаец, как мы увидим ниже, скорее годится на роль рассказчика подобной истории.
Мы не можем отнести упоминание «белого царя» к русскому царю и к появлению русских, потому что сие принадлежит временам историческим. А чудь - легендарный народ, и искать ее следует во временах легендарных. Тот же Н. Рерих отмечал: «В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племен упоминается одно под именем курумчинские кузнецы. («Курум» - каменная осыпь из крупных глыб. Урумчи - китайский город. Что ближе? - В.И.) Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов... Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесенных далеко на запад». Между прочим, и легендарной чуди приписывалась искусность в металлургии и ремеслах. «Алтай в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов», - замечает Рерих, и он, несомненно, прав.
В поэме «Аримаспея» Аристея Проконесского (VI-V вв. до н.э.) наряду с другими народами окраины ойкумены упоминались «стерегущие золото грифы» и борющиеся с ними одноглазые аримаспы. Позже этот сюжет подхватил Геродот, писавший, что за страной грифов живут на границе с морем блаженные гипербореи.
http://www.adl-22.ru/altai.php?cmd=lib&id=311_____________________________
гунны и Нибелунги...