или что же мы видим? у ребенка становление зрения и сознания протекает синхронно
и первичные зрительные восприятия сознанию не доступны,
т.к. исходят для сознания от зр.интерпретатора, также
настраивающемуся синхронно сознанию и зрению.
опыт координации движения глаз, головы и манипуляций руками
с предметами в поле зрения, когда ребенок их приближает, вертит
или сдвигает, ставит один за другой и т.д., формирует сначала топологию
объемного зрения, которая затем относительно метризуется -
отношения ближе-дальше уточняются - как ближе.
но еще до этого подсистема зрения обладает врожденной
способностью выделять цвета и контуры, различать фон и фигуры.
стало быть система зрения 3-уровневая:
- сенсорный материал на сетчатке;
- бессознательный интерпретатор;
- осознание созданной интерпретатором картины ("идей ума").
в случае рассматриваемого Беркли прозрения слепорожденного,
его зрение становится на фоне уже ставшего сознания, но еще без
ставшего интерпретатора, и поэтому первичные зрительные восприятия
будут доступны сознанию как плоские цветные пятна. И лишь потом,
в процессе во-многом осознаваемого становления интерпретатора,
появится объемная картина.
зрительные галлюцинации возникают в интерпретаторе,
часто под действием других подсистем, поскольку есть обратные
связи между уровнями. при этом может активироваться и сетчатка,
вызывая зрительные ощущения и их интерпретацию.
опыты по гипнозу:
пациенту внушали что к его коже прижата горящая свеча.
и у него в самом деле образовывался волдырь от ожога,
поскольку через подсознание автоматически включалась
система защиты от возгорания кожи.