Нам
ответили на
это.
Рационализм возник еще у досократиков -
элеаты, будучи "логиками" и логоцентристами,
уже типичные рационалисты, поскольку доверяют
выводам методичного рассуждения, т.е. рассуждения
по определенному строгому порядку, - и в античности
получил завершение у Аристотеля, от которого Р.
перешел к римлянам, а от них - средневековым
схоластам через арабов.
Рас-суждение как процесс и его отдельный акт -
суждение - этимологически связано с разделением
и выбором (решением) с последующим соединением
в итоговом результате. Т.к. рассуждение есть
рассуждение о чем-то, оно имеет двойное отношение
к порядку: порядку предметной области и порядку
самих суждений. Первое было уже у элеатов,
второе впервые акцентировано у Аристотеля.
Сам порядок (инд. rita) вначале представлял мировую
гармонию, выраженную в соподчиненности частей целому,
и не производился человеком как его порядок, но
воспроизводился как божественный порядок космогонии
в ритуале, в т.ч. через припоминание как у Платона.
у Пифагора сам мир развертывался через числа.
У греков вообще из порядка проистекала мера
как отношение между частями.
в и.е. языках порядковые и кол. числительные - довольно
банальные части речи. Но анализ и тех и других показал
их структурную сложность и прямое отношение к онтологии,
что вернуло нас к Пифагору.
Вместе с тем, да, Р. актуализируется в связи
с демократиеЙ И национализмом - первая протобурж.
демократия - Афины, вторая - аристокр.демократия
респб.Рима времен пунических войн. и демократия
всегда начинается с усиления рабства неграждан -
Венеция, Англия в колониях и США.
Т.е. поздний Р. в самом деле связан с субъективностью
атомизированного индивида, утратившего связь с целым
и компенсирующим эту утрату рационализацией,
докатившейся до Карла Поппера.