Природа, индивидуальность, личность: персонализм Кураева

Dec 28, 2009 04:00

Кураев пишет:

Природа (сущность) - это те специфические качества, которыми обладает данный предмет. Скажем, природа человека в строгом смысле - это то, что отличает человека от животного и ангельского мира. В более широком смысле "человеческая природа" - это вообще все, что свойственно человеку (независимо от того, роднят ли эти черты человека с горним или низшим миром, или же отличают его от жителей этих миров). Попытки познать природу - это поиски ответа на вопрос "что есть человек".

Индивидуальность - это те особенности, которыми отличаются друг от друга носители одной и той же природы. Это различия людей между собой. Можно сказать, что каждый из нас лишь отчасти обладает человеческой природой - каждый на свой лад. Поэтому выявление индивидуализирующих черт - это познание того, как, в какой мере, каким образом данный человек осуществляет свою человечность. Индивидуальность - это и есть аристотелевская "вторая природа": сущность, явленная в конкретном многообразии.

Личность - это собственно тот субъект, который обладает всеми природно-индивидуальными свойствами. Само по себе личностное бытие бескачественно. Любые характеристики относятся к природе. Личность же - это тот, кто владеет этими качествами, свойствами, энергиями, кто развертывает их в реальном бытии.

Природа отвечает на вопрос "что?", индивидуальность - на вопрос "как?", личность - на вопрос "кто?". Личность - субъект действий. Индивидуальность - способ осуществления действий. Природа - то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных ("воипостазированных") действием. Личность оказывается над-качественным, над-природным бытийным стержнем, вокруг которого и группируются природные качественные признаки.

Лишая личность качеств, Кураев лишает личности всяческих отличий и мыслит либо одну личность на все мироздание, либо у него различие личностей чисто количественное при абсолютной неясности количество чего различается (впрочем, "чего" относится у него к "природе"-чтойности), либо в его представлении бытует скопище бес-качественных клонов, получающих отличия в непонятно откуда взявшейся индвивидуальности-каковости. В любом случае естественный вопрос "а как конкретная личность владеет своей природой и индивидуальностью" становится бессмысленным: никак, ибо никакой конкретной личности здесь нет. Зато антропоцентризма предостаточно: ведь личность - субъект действия, а им по Кураеву может быть либо Бог, либо человек. И все прочие живые существа оказываются бессубъектными, не кто действует, а что, над которым действуют.

Здесь природа - это особенное, индивидуальное - единичное, а личность -  всеобщее. Причем, природа-сущность понимается вещественно, как пассивный объект имения, над которым действует якобы субъект-личность, т.е. интеллигент, в котором всеобщее вдруг становится единичным и уникальным ( ?!), минуя особенное. Для Кураева русский - это не кто, а что, поскольку есть природа, которая не может быть кем-то, что вполне в духе Аристотеля, у которого единичное - первая, а не "вторая природа", каковая у него особенное, т.е. родовая сущность.  Наш дьяк делает вид будто индивидуальные и сущностно-родовые свойства онтологически равноправны: и те, и другие якобы можно легко терять и приобретать, - и нет иерархии родОв, как и рОдов вообще, будто не от родителей рождаются дети, а производятся в ремесленной мастерской. Впрочем, это весьма характерно для территориальной общины, раздувшейся до масштабов мегаполиса.

Таким образом, кураевская "личность" оказывается бескачественной и бесэнергийной, но владеющей качествами и энергиями, будучи при этом выразителем сущего, бытие которого принимается за бытие как таковое. Наиболее близким по сути этому монстру оказывается гибрид бытия как такового и сущего как такового, которые принципиально отличны друг от друга: первое есть чистая субъектность без субъекта и предиката; второй - чистый субъект, сущность-природа которого - чистая субъектность, владеющая им.

Конкретная же личность есть единство, концентрирующее родовое в индивидуальном (и потому преходящем) на основе бытия - несущей энергийной основы всякого сущего, - единство микрокосма, подобное единству макрокосма, но похороненное в сущем.

Бытие, Природа, Ипостась, энергия, сущее, сущность

О каппадокийцах и Вселенских Соборах

Об Именах

индивидуальность, персонализм Кураева, личность, Православие, природа

Previous post Next post
Up