Епископ Хрисанф (Ретивцев, 1832-1883)
Религии древнего мира
и их отношение к христианству Основная, характеристическая черта всего духовного развития древнего мира и всей его истории есть народная обособленность и исключительность - в противоположность всеобщему, всенародному, общечеловеческому. Христианский мир, напротив, в своей жизни и истории представляет собой стремление ко всеобщему нравственному объединению. В христианстве народное, не уничтожаясь и не утрачивая своего характера, в то же время возводится к общечеловеческому. Древний мир, наоборот, жил разрозненной народной жизнью и не знал подобных стремлений, как не признавал и самого единства в происхождении людей и народов; он не делал даже никаких попыток на то, что ныне зовут космополитизмом. Открытие царства благодати, явление Духа Утешителя, обновившего собою жизнь человечества, призвало всех к единству, после того разделения, в каком находился древний языческий мир, как глубоко-знаменательно выражается это в одной из наших церковных песней: «Егда, снишед, языки слия, разделяше языки Вышний. Егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва».
-------------------------
это написано 150 лет назад.
ув. епископ почему-то не сказал что во всех религиях род людской происходит от первого человека из первобытного начального хаоса, родившего бога порядка и неба, и разделился на народы в процессе размножения, а бог иудеев из ревности лишил первую пару людей божественности и потом разделил эти народы по языкам и религиям, посеев вражду между ними