Джон Уинклиф - предтеча Реформации

Oct 25, 2023 14:26

То, что первый предтеча Реформации был англичанином и выступил со своими трудами в середине XIV века, далеко не случайно. Англия официально считалась папским леном с 1213 г., когда король Иоанн Безземельный признал папу Иннокентия III своим сеньором. С тех пор вся собственность английской церкви находилась в полном распоряжении папы. А она была не малой - английские прелаты владели огромными богатствами, их совокупный доход в три раза превышал доход английской короны. Между тем финансовое положение страны в середине XIV в., в результате тяжелой Столетней войны и опустошительной эпидемии чумы, резко ухудшилось. Король и светские лорды, испытывавшие острую нужду в деньгах,  с большим неудовольствием наблюдали за тем, как огромные суммы, минуя их, уходят из страны в Рим. К тому же папы, которым, не смотря на огромные богатства, также постоянно не хватало денег, несколько раз пробовали взыскать с английского короля, как своего вассала, дополнительные подати. Но эти попытки окончились полной неудачей - английский парламент отвечал на них резким отказом, а само обсуждение этого вопроса порождало в английском обществе сильное раздражение и антипатию к Риму.

При таком расположении умов и началась литературная деятельность Уиклифа.  Уже в ранних своих проповедях, произносимых им в стенах университета, он доказывал, что папа не имеет права взимать поборы с Англии; отстаивал права короля, доказывая превосходство светской власти над церковной, ставил вопрос о секуляризации церковных владений. Результатом лекций, читанных Уиклифом в Оксфорде в 1374-1376 гг., стали два его трактата «О господстве Божьем» и «О господстве гражданском». В них был рассмотрен чрезвычайно злободневный в то время вопрос о границах власти церкви и государства, причем Уиклиф ни в одном пункте не был согласен с официальной папской доктриной. Природа власти, по его учению, имела следующий характер. Богу, как Создателю, принадлежит все сущее. Однако, в силу Своей милости,  Бог передает во временное держание, на условиях службы Ему, все, чем обладают люди. Всякий человек является держателем по милости Божьей или «низшим должностным лицом Бога» - его слугой. Служба Богу состоит в «праведном поведении», которое определяется точным исполнением «Божьего закона», изложенного в Библии и обязательного для всех людей, какое бы положение в обществе они не занимали. Если человек нарушает службу Богу, он впадает в смертный грех и, таким образом, лишается «милости» Бога и своего владения. Поэтому каждый должен знать Библию, жить по ее заветам и подражать Христу, как своему господину и высшему идеалу. Отношения между Богом и человеком прямые и непосредственные. Каждый человек получает свою жизнь, имущество, общественное положение непосредственно от Бога.  Священники напрасно приписывают себе какую-то особенную роль в этих отношениях - в их посредничестве нет никакой надобности, и никаких особых преимуществ перед мирянами они не имеют. (Уиклиф находил вполне возможным  представить такой общественный строй, где церковь вообще будет состоять из одних мирян). Роль Божественного наместника на земле, на которую претендуют папы, абсолютно ничем не обоснована.

Выдвинутые Уиклифом положения находились в прямом противоречии со взглядами католических теологов, суть которых состояла в том, что Бог разделил власть на духовную и светскую, причем светскую подчинил духовной, так что светская власть передается ее носителям только при посредстве духовной - главной власти на земле. В противоположность им Уиклиф утверждал, что король получает свою власть непосредственно от Бога и является таким же истинным наместником Бога, как папа. Королевская власть над людьми столь же священна, как и власть церкви над духовными делами. Никакого смешения между ними быть не должно. Все сословия в обществе обязаны подчиняться королю, как викарию Бога. Духовенство, которое также является одним из сословий, наравне с другими состоит под юрисдикцией короля и потому не должно платить римскому папе никаких налогов. Ибо папа римский есть всего лишь духовный глава церкви, никаких прав светской власти по отношению к английскому духовенству он не имеет и не может иметь.

Идеи Уиклифа были очень популярен во всех слоях английского  вплоть до начала 1380-х гг. Затем сильную тень на его репутацию бросило, происшедшее  в 1381 г. народное  восстание под руководством Уота Тайлера. Известно, что религиозные проповедники из числа «бедных священников» сыграли в нем не последнюю роль. Один из главных вожаков восстания Джон Болл во время следствия заявил, что в течение двух лет был учеником Уиклифа и «от него научился ересям, которым учил других». После этого английская знать несколько охладела к учению Уиклифа (многие положения которого действительно могли быть истолкованы в радикальном духе). В мае 1382 г. новый архиепископ Кентерберийский Куртенэ, занявший место убитого во время восстания Сэдбери, созвал в Лондон для суда над Уиклифом видных английских прелатов. Они занялись рассмотрением сочинений Уиклифа и единодушно осудили десять положений его учения  как еретические, а еще четырнадцать - как ошибочные. Сам Уиклиф, впрочем, на этом судилище не присутствовал, и даже имя его не было названо. Старика оставили в покое, но зато обрушились с преследованиями на его учеников. Все они получили отставку от занимаемых в университете должностей и, чтобы вернуть их, должны были публично отречься от ереси.

Папа несколько раз пытался вызвать Уиклифа на суд в Рим, но тот отказывался, ссылаясь на свои недуги. Действительно, в 1382 и 1383 гг. он был частично парализован и последние годы провел прикованным к постели. Но даже в таком состоянии он продолжал неустанно работать - жажда деятельности не покидала его до самой смерти. Поскольку писать он не уже мог, то под его диктовку писали ученики. 28 декабря 1384 г., слушая мессу, Уиклиф подвергся новому удару и три дня спустя скончался.  Констанский собор 1415 г. (осудивший на сожжение Яна Гуса) объявил учение Уиклифа еретическим. Все его труды подлежали сожжению. Спустя двенадцать лет враги добрались и до его останков - в 1427 г. тело Уиклифа выбросили из могилы, а память его предали проклятию.

(с) Константин Рыжов. Джон Уинклиф

в Св.Римской Империи идеи Уинклифа были восприняты Яном Гусом, вызвав после его сожжения гуситские войны, а после столетия эпохи Ренессанса повлияли на Лютера, оппоозиция Риму которого открыла эпоху Реформации со столетними религиозными войнами и дорогу господству буржуазии.

беда этих идей в их двойственности - власть Государя действительно от Прсв.Троицы, а не от Церкви, которая лишь хранит ритуалы, в т.ч. венчания на супружество и царство, и св.предание и помогает понимать св.писание, а не подменяет его смысл своими толкованиями и тем более не имеет никакого права на земную власть, оставаясь левой рукой Государя. Но именно поэтому Церковь не может быть простым собранием мирян, демократически выбирающих себе пастырей, ибо овцы пастухов не выбирают, а любое общество - стадо, в котором всегда найдутся лжепастыри-волки, за которыми стадо часто радостно следует в ад, что открылось уже в 16 веке - Англия и США

Реформация, буржуа, Джон Уинклиф

Previous post Next post
Up