Apr 18, 2023 12:49
проблема первого лица это уже иная проблема, отдельная от дуализма физического и психического (тела и души).
тут важно откуда и как возникает Я и какую роль оно играет в
существовании индивида и популяции, Мы.
есть Мы и Наше, в которых выделяются Я и Мое, при этом
- мое тело - мое, но это не Я,
- моя душа - моя, но это не Я,
- мой ум - мой, но это не Я,
- даже мое сознание - мое, но это тоже не Я.
однако Я неотрывно связано с Моим, как Мы с Нашим, особенно с сознанием, представляющую собой способность к ориентации с помощью интенции на значимом в данный момент в контексте ближней и дальней перспективы, и Мое завязано на центр этой интенции.
У новорожденного есть его тело, душа, примитивные ум и сознание, но Я у него нет, поскольку он еще не выделяет себя из мира и МЫ, ибо он пока не имеет возможности действовать в мире ни от лица Мы, ни от собственного лица, и все его интенции исчерпываются его матерью и связанными с ней собственными состояниями. С его развитием он уже к году жизни начинает включаться в семейное и внесемейное Мы и выделять себя в нем формированием автоинтенции на свой интенциональный центр - самосознание, позволяющее ориентировать Я в Мы, а Мы - в мире.
И хотя содержание души и ума сугубо индивидуальны и индивид не может передать другому свои чувства и мысли полностью, но поскольку он продукт Мы и вне Мы состояться не может, то у него есть врожденные и приобретенные способности к со-чувствию и со-мыслию.
Но характер Я существенно зависит от типа культуры, в лоне которой оно формируется. Эгоцентризм характерен для средиземноморско-европейского ареала, где после коллапса Бронзового века 3200 лет назад получили прогрессивное развитие торгово-креационистские и индивидуалистические интенции, в конце концов поставившие Я над Мы, с чем сейчас пытаются бороться
сознание
|
душа --Я-- ум
|
тело
мы,
сознание,
я и другие