Apr 12, 2023 14:02
однако не понятно что в буддизме подразумевается под самобытием и собственными характеристиками (природой).
если это от ничего не зависимое сущее, вещь (т.е субстанция), то такого в самом деле нет (субстанция есть иллюзия).
но если это не сущее, а сущность (подлинная природа), от которой зависит сущее, то это истинно есть.
сущее одновременно и постоянно, и изменчиво согласно своей природе, которая вечна и неизменна (тут мы не согласны с Эриугеной - природа многообразна и неделима).
вода как сущее получается из горения водорода, соединяющимся с кислородом 2 к 1, и текучая при нормальной температуре и твердая при холоде,
но природа, сущность воды ни от чего не зависит, но определяет от чего зависит сущая вода и как она существует - возникает, меняется и исчезает.
в чувствах - сущая вода, изменчивая материя - ее бытие-в-ином, ее бытие-действительность, мнение о воде.
в уме - понятие о воде от ее неизменной природы - о ее бытие-в-себе, о бытие-возможности, о ее истине.
понятие и сущность не одно и то же.
понятие - понятие о сущности (или о ее стороне) и возникает в уме через идею, которая есть умозрительное представление сущности из чувственного материала на основе априорных форм восприятия и рассудка, и чаще всего лишь отчасти соответствует сущности.
нет сущего, укорененного в самом себе, самого по себе. все по сути во всем.
но это все само в себе различно как возможность и действительность.
и между ними множество промежуточных градаций.
но буддистское представление о самобытии явно от Парменида - бытие есть, небытия нет (это верно), потому подлинное самобытие всегда и во всех отношениях есть (для сущего это неверно), стало быть изменчивое, а зависимое есть изменчивое, поскольку оно есть не всегда или не во всех отношениях, не может быть самобытием. отсюда следует иллюзорность реальности (неверно).
онтологически все природы восходят к перво-сущности - к Великой Пустоте, тождественной Великому Хаосу, чистому бытию-в-себе, где вообще нет сущего, бытия-в-ином, но все есть в чистой возможности всех возможностей, и Есть тождественно Нет (анти-Перменид и супер-Гераклит).
в буддизме сущности наверное близка дхарма. а все дхармы пусты (восходят к всевозможности).
и пустота не может быть актуальной сетью взаимозависимостей, поскольку пустота это возможность, а сеть - действительность.
познание - познание сущности в сущем, которое составляет текучий мир, для ориентации в нем с целью внутреннего постоянства.
буддизм,
бытие-действительность,
бытие-возможность,
истина,
природа