Mar 01, 2023 15:21
все не просто, а очень просто:
объект - то, на что направлена интенция.
а интенция - просто внимание, желательно концентрированное.
но на что направляется внимание?
на то, что находится в поле восприятия.
а что там может находиться?
Ощущения!
что за ощущения?
1) ощущения явлений внешнего мира;
2) ощущения своего тела и его частей;
3) ощущения телесных потребностей;
4) ощущения, связанные с проблемами ощущать;
5) чувственные образы из этих ощущений, представляющие целостности в едином многообразии внутренней и внешней реальности, необходимые для ориентации в оном многообразии с целью поддержания внутренней стабильности (чувственная картина мира и себя в нем);
6) эмоции, сопрягающие внутреннею и внешнюю реальности и могущие транслироваться во вне через мимику, позу и/или звук;
7) умственные образы этих чувственных объектов в их пространственно-временой взаимосвязи, в т.ч. образы схем обазов и перспектив хода событий (умственная картина мира и себя в нем);
8) ощущения и образы прошлых ощущений и образов (память).
Стало быть,
объект - чувственный или умственный образ вещи или ситуации, на котором сконцентрировано внимание.
при включении внимания и концентрации его на том или ином образе в картине мира этот образ становится объектом, отстраненном, отчужденным от источника внимания, противопоставленным ему, чтобы снять отчуждение, присвоить, а сам источник внимания при его ощущении становится субъектом.
но когда включается внимание?
тогда, когда врожденных и приобретенных автоматизмов восприятия и поведения для достижения тактических и тем более стратегических целей выживания не достаточно, например при неожиданных или новых факторах. и требуется торможение действия, телесного, душевного или умственного, для поиска подходящей старой или выработки новой линии поведения.
т.е. в нормальной ситуации интенция на вещь через ее ощущение, без которого нет ее восприятия, и поле восприятия подобно застекленному окну или экрану монитора, через которые смотрят и видят вещи, а не стекло. в еще более нормальной ситуации видят картинку в целом, без фокусировки внимания на чем-то отдельном, и тогда нет объекта и субъекта, но есть единая целая ситуация спокойного созерцания или свободной рефлекторной деятельности без задержек и замедлений. объективация связана с нарушением такой целостности для его преодоления через пред-ставление и выявления причины или потенций дальнейших действий, далее внимание может перенаправится с объективированной вещи на механизмы ее восприятия и объективации, т.е. на ее отображение на стекле и само стекло, которое перестает быть невидимым
но!
т.к. первичной целью в догосударственную и раннегосударсвенную эпохи было выживание популяции, а не конкретной особи, то первичным субъектом была популяция, а не индивид, не Я, а МЫ, в котором Я было лишь его подчиненным представителем, что отражено в древних культурах и их языках, в которых система личных местоимений не имела атомарного Я, а отражала отношения старшинства и обязанности индивида в популяции, где высшим Я был царь, подчиненный Небу.
атомарный субъект с его Я - продукт античности 2-1 т.л. до н.э., особенно после катастрофы Бронзового века, но и тогда Я еще не личность, а персона - маска исполнителя социальной роли. В культурах Вост.Азии атомарного субъекта не было до вторжения туда европейцев с 16 века.
объект,
субъект