Мир Полдня против Мира Полуночи и как они перевернулись за 60 лет

Jan 05, 2023 16:02


Время от времени в интернете вспыхивают споры на тему достоинств советской и зарубежной НФ. Кто-то в очередной раз замечает, что советская НФ была светлой, преисполненной верой в человечество, в то время как американская наполнена пессимизмом и насилием. Поклонники американской фантастики в ответ разражаются гневными отповедями, где указывают, что советские авторы творили в условиях цензуры и были вынуждены изображать мир будущего как мир победившего коммунизма. В дополнение к этому они пытаются найти образцы гуманистической американской НФ, хотя сделать это обычно не удаётся. То звучат имена Артура Кларка и Франсиса Карсака, но это англичанин и француз, а вовсе не американцы. То всплывает имя Клиффорда Саймака - например, упоминается его роман «Заповедник гоблинов», но и это неудачный пример. Книга является скорее юмористическим фэнтези, чем НФ.

Конечно, учитывая огромное количество произведений американских фантастов, можно допустить, что кому-то из читателей рано или поздно удастся обнаружить среди них нечто оптимистичное, полное веры в торжество разума и добра. Но для этого придётся переработать «тысячи тонн словесной руды». Не обнадёживает и американский кинематограф. Помните этот «золотой фонд» Голливуда? «Звёздные войны», «Безумный Макс», «Бегущий по лезвию бритвы», «Терминатор», «Робокоп», «Вспомнить всё», «Судья Дредд», «Матрица», «Дивергент» и т. д. и т. п. Ядерный апокалипсис, восстание машин, диктатура гигантских бизнес-корпораций, анархия и бандитизм, тоталитаризм, кастовый строй, новое средневековье, гражданские войны - вот основные мотивы американской НФ. Американская фантастика насквозь пропитана духом антиутопии. Всё хорошее позади, впереди только «тьма кромешная, плач и скрежет зубовный». Если же не всё так плохо, то автор часто просто проецирует на будущее современные ему американские реалии, придавая им в меру сил дополнительный футуристический колорит. В этом случае американская культура просто расползается по разным галактикам, мало чем отличаясь от исходного образца XX века (см., например, книги Гарри Гаррисона).
Но и представления о советской фантастике как о жанре, вынужденном обслуживать идеологию и предлагать образы коммунистического будущего, очень однобоко. Время романов, действие которых разворачивается на фоне становления коммунистического общества (например, «Прыжок в ничто» Александра Беляева, «Планета Ким» Абрама Палея), осталось в прошлом - в первой половине XX столетия. Далее наступило время более вдумчивых размышлений о будущем, тем более что классики марксизма-ленинизма описали его лишь в самых общих чертах.

https://dzen.ru/a/Y7Lp9-d0w2iIRidO

и планета обезьян.

но есть эпическое фэнтези, родоначальником которого был Дж.Толкиен, душой филолога чувствовавший душок нового чудного мира прогресса и свободы, продолженное новой англосаксонской волной 60-80 гг, но с 90-х прогрессивно вырождающееся, ибо в средневековье не место индивиду с современной душой,  примером чего служит цикл Колесо Времени Роберта Джордона, написавшего за 22 года 11 романов под стиль Толкиена, но с героями с американскими характерами поколения хиппи 60-90 гг и не успевшего закончить цикл из-за своей смерти в 2007 г, по его черновикам цикл закончил его друг в 2012

деградация, фантастика, СССР, литература, запад

Previous post Next post
Up