Математик Сергей Новиков объяснил Елене Кудрявцевой, почему считает неизбежным глобальный интеллектуальный кризис
Разговор с академиком РАН и профессором Мэрилендского университета (США), лауреатом Филдсовской премии Сергеем Новиковым о математике, вере, капризах истории и самом неприятном глобальном кризисе - интеллектуальном
Строго говоря, еще на заре XXI века знаменитый математик посвятил этой проблеме статью, которую бурно обсуждают и по сей день: "Конец XX века и кризис физико-математического сообщества". С годами его прогноз не изменился: ученый полагает, что глубокий интеллектуальный кризис накроет человечество уже через 30 лет.
- Сергей Петрович, ваша статья о том, что серьезный кризис коснулся как образования, так и самой науки, наделала много шума 16 лет назад. Что изменилось за это время?
- Динамика есть, только она, к сожалению, отрицательная. Чтобы предвидеть, какой будет наука через 30 лет, надо смотреть, что происходит сегодня в школе. Могу констатировать: общий уровень образования детей катастрофически падает. Раньше родителям не приходилось массово нанимать репетиторов, чтобы вытянуть обычную школьную программу. Я сам поступал в школу в 1945-м, а в университет в 1955-м и помню, с каким энтузиазмом тогда относились к учебе. Чтобы поступить на мехмат, я сдавал шесть экзаменов: письменно и устно математику, химию, физику, сочинение и иностранный язык. А мой брат на два года раньше сдавал восемь экзаменов. Сегодня у молодежи нет той жажды к самостоятельному постижению наук. Есть исключения - таланты были всегда,- но их крайне мало. Так что через три десятка лет нас ждет общее снижение интеллектуального уровня.
https://www.kommersant.ru/doc/3169063?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com_____________________________
глобальный кризис системы образования начался лет 50 назад и является лишь частью общего кризиса цивилизации, созданной средиземноморским культурным пространством за 3000 лет и резко интенсифицированной после гибели средневековой культуры с Нового времени и Просвещения с его парадигмами объективности, субъективности, научности и идеалами гуманизма и прогресса, подвергшихся в 20 веке глубочайшей эрозии, выявившей бессилие человека перед свой же природой. Марс (и Маск) нам не грозят