Тайна "Черного квадрата" раскрыта!

Jan 22, 2019 18:15

Тайна "Черного квадрата" раскрыта!

Три года назад «Черному квадрату» перевалило за сотню лет. Пора бы ему на пенсию, но седина в бороду - бес в ребро, многие до сих пор считают его последним словом в искусстве. Почему? И что он вообще делает в Третьяковке? Может, в утиль не сдают из-за расовой толерантности? Разберемся в этом уникальном феномене и его предыстории.
Прощание с живописью

Так сложились звезды, что в России выражение «современное искусство» почти приравнивается к ругательству. При произнесении имен Малевича и Кандинского губы как-то сами собой искривляются в усмешку. Хотя какая уж тут современность: Октябрьская революция и та моложе «Черного квадрата».

Субъективно кажется, что это точка невозврата. Черная потрескавшаяся завеса, за которой живопись заканчивается раз и навсегда. Своего рода траур по искусству. С каждым веком, с каждым годом живопись всё дальше уходила от конкретики и приближалась к беспредметности по тропинкам импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, фовизма, супрематизма… «Измов» много, суть одна: создать что-то новое, и желательно более лаконичное, чем всё созданное прежде, уместить как можно больше идей в как можно более незамысловатую форму. И вот, достигнута цель-максимум, пора выдохнуть. Малевич берет на себя смелость заявить:
«Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой».


Казимир Малевич, Черный квадрат

Был ли Малевич самым первым и самым «наглым»?

Но на самом деле идея квадрата висела в воздухе, еще когда Малевичу было только три года, и рисовал он примерно так же, как тридцать лет спустя. Дело было так: в 1882 году французский журналист Альфонс Алле шутки ради написал картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». За ней последовали (внимание!) «Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору», «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами», «Сутенёры в самом расцвете сил, на животах в траве, пьющие абсент», «Хоровод пьяных в тумане», «Оцепенение молодых солдат, в первых раз видящих лазурь Средиземного моря» и «Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле». Уже догадываетесь, в чем соль, или нужны фото-пояснения?


Альфонс Алле, Первое причастие страдающих анемией девушек в снежную пору


Альфонс Алле, Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами


Альфонс Алле, Сутенёры в самом расцвете сил, на животах в траве, пьющие абсент


Альфонс Алле, Хоровод пьяных в тумане


Альфонс Алле, Оцепенение молодых солдат, в первых раз видящих лазурь Средиземного моря


Альфонс Алле, Желтушные азиаты, пьющие анисовый аперитив на пшеничном поле


Альфонс Алле, Битва негров в пещере глубокой ночью

Были у нашего квадрата и другие предшественники. Алхимик Роберт Фладд изобразил «Великую тьму» как предельно наглядную иллюстрацию своей теории возникновения мира в 1617 году (!), когда Рембрандт еще пешком под стол ходил, как говорится. Так что в отношении Малевича даже не работают объяснения «просто он первый, кто так сделал» и «наглость - второе счастье».


Роберт Фладд, Великая тьма
Тогда почему знаменит именно Малевич?

Заметьте, что никому и в голову не пришло бы заявлять, что после появления работ Альфонса Алле или тем более старины Роберта Фладда искусство взяло и самоликвидировалось. А супрематический квадрат наводит именно на такие мысли. Потому что повторюшка-Малевич первый сделал это всерьез (в отличие от Алле) и не вкладывая определенный и очевидный смысл. Квадрат Фладда фигуративен, потому что изображает вполне себе определенный объект - Вселенную в момент ее рождения. Квадрат Малевича же не изображает ровным счетом ни-че-го. Это ноль в живописи. Первый и настоящий. За это его и чествуют. В первую очередь на Западе, а у нас только плечами пожимают да смеются в ус. Но не потому, что «не доросли», а потому, что всегда шли по другому культурному пути и смотрели на мир иначе.



Уже после Малевича постмодернисты заявили: всё было сказано до нас, нам остается только в сотый раз пережевывать то, что однажды уже слышали. И это действительно так. Но меняются реалии, появляются новые материалы, поэтому движение искусства - не по кругу, а по спирали. Живопись не стоит на месте ни секунды, она идет дальше, и когда-нибудь вновь добредет до нулевого меридиана, и даже не раз. Тот факт, что искусство живее всех живых, подтверждают имена Сальвадора Дали и Энди Уорхола. Они творили после квадратного «апокалипсиса в живописи», которым всех до смерти напугал наш соотечественник.

https://zen.yandex.ru/media/paintingrussia/taina-chernogo-kvadrata-raskryta-5bfce26aa6e16e00a9062531
_____________________________________________

Тут надобно заметить, что "Великая Тьма" Фладда именно изображает Ничего (актуального, но Все потенциальное, т.е. само чистое Бытие) как Начало Вселенной, а "Черный Квадрат" претендует не изобразить ничего, показать не-Бытие, что делает Малевича не художником, а вырожденцем, все же изобразившего черный квадрат и только. И если Сальвадор Дали был еще художником, то Энди Уорхол уже не-художник, поскольку его "изобажения" ничего не изображают, ибо погоня за новизной - не искусство, а вырождение, прототипом коего является ветхозаветный творец.

черный квадрат, искусство, Малевич

Previous post Next post
Up