Nov 08, 2018 20:28
потому что формально Римский епископ (Папа) как приемник ап.Петра был первым по чести, а Константинопольский (патриарх), будучи приемником ап.Иоанна и Андрея Первозванного, после учреждения Второго Рима по чести стал вторым и для единства Церкви сие было важно, но до тех пор, пока епископы не пытались встать над императорами и другими вне своей территории, подминая их под свою незаконную власть, как Рим в 11 веке стал подминать под себя императоров Св.Римской империи и византийские епархии Италии и Балкан, а сегодня КП пытается подмять епархии русские.
но 400-100 лет назад на Руси была иллюзия что удастся освободить Стамбул от турок и восстановить Константинополь как Царьград - столицу православной империи, ради чего и стали вновь формально признавать первенство КП по чести, но не по власти.
т.о.,
1. Единственной православной державой Россия стала в конце 15 века после падения Византии и создания Московского царства, и это царство более 100 лет мыслилось как последнее прибежище верных перед Концом Света и освобождать никакие земли от неверных не собиралась (Иван Грозный отказался помогать западу в отражении турецкой экспансии 16 века).
2. Конец Света, ожидаемый с конца 15 и весь 16 век, не случился, Смута начала 17 века была преодолена, весь православный мир видел в России последнее Православное Царство, но многие исконные православные епархии находились под властью иноверных турок и КП соблазнила московского царя перспективой их освобождения и реставрации Царьграда на традиции почитания КП уже первым по чести (Рим тогда однозначно был в разряде еретиков).
при этом для этого были некоторые основания в памяти о славном возрождении Византии после латинской оккупации в 13 веке - чудо учения о божественных энергиях и исихии в первой половине 14 века, но это было до ее падения в 15 веке.
3. Преодолев смуту и став единственной православной державной, с середины 17 века Россия возмечтала о Новой Византии (впав в смуту церковного раскола), вновь признав первенство КП по чести, но не по власти.
4. в 1917 году вместо освобождения Царьграда случились либеральный февральский и затем большевитский октябрьский перевороты, после которых царство было уничтожено, церковь угнетена, а на поверхность вылезла укро-мерзость, по своей сути раскольничья.
5. после 17 года РПЦ ради единства Православия продолжала признавать КП, т.е. отношение РПЦ к КП после 17 года не менялось и определялось ЦК РКП-КПСС - признание по чести (влияние через РПЦ-КП на верующих Греции, Турции и Бл.Востока), но не по власти (руководству СССР еще не хватало власти чужой структуры на подвластной терриетории)
Рим,
Византия,
Россия,
украинство,
церковь,
царство