Максим Жих (специалист по древне-русской истории):
О политических системах "Всеми государствами и народами правят или народ, или знатнейшие, или самодержавные властители; наилучший образ правления, который сочетал бы и то, и другое, и третье, легче превозносить на словах, чем осуществить на деле, а если он и встречается, то не может быть долговечным. Итак, подобно тому как некогда при всесилии плебса требовалось знать его природу и уметь с ним обращаться или как при власти патрициев наиболее искусными в ведении государственных дел и сведущими считались те, кто тщательно изучил образ мыслей сената и оптиматов, так и после государственного переворота (узурпации власти семьёй Юлиев-Клавдиев - М.Ж.), когда Римское государство управляется не иначе, чем если бы над ним стоял самодержец, будет полезным собрать и рассмотреть все особенности этого времени" (Тацит. Анналы. IV. 33).
az118
Аристотель в трактате "Политика" описал полный спектр из шести основных форм политической власти - три здоровые и три патологические в зависимости от масштаба общества:
здоровые формы:
- полития - коллективная власть всех дееспособных членов (как правило глав семей) небольшой соседской общины, где все друг друга знают, на благо всей общины;
- аристократия - наследственная коллективная власть небольшого меньшинства лучших членов общества на благо всего общества из многих общин-политий и родов (полиса):
- монархия - наследственная единоначальная власть одного государя с опорой на аристократию с местными политиями внизу на благо всего общества из одного или множества полисов.
патологические формы:
- демократия - коллективная власть толпы плебса себе на потребу;
- олигархия - наследственная коллективная власть небольшого меньшинства богатых членов общества на благо своим кланам:
- тирания - единоначальная власть одного тирана с опорой на приближенных и толпу на благо себе, приближенным и на потребу толпе.
в Риме движение к монархии началось с победителя кимвров и тевтонов и реформатора армии Гая Мария, когда простота народности и аристократического патрицината уже не могли поддерживать государство.
и, кстати - Спарта - не олигархия, как почему-то везде пишут, а аристократия с элементом монархии.
а вот Афины того времени - как раз гидрид олигархии с демократией как и положено торговой республике.
что и отразил Платон, взяв за образец идеального государства Спарту и далекое, царско-героическое прошлое Афин.