Франциско Суарез - иезуит и последний схоластик эпохи барокко

Nov 27, 2017 18:20

Учение о власти

Так как общество - естественное состояние человека, вне которого он не может жить, то тем самым оно является учреждением божественным; но так как общество не может существовать без законов, а законы не могут явиться без власти, их издающей, то есть без правительства, то и правительство - институт божественный. Божественность верховной власти - исключительно результат её естественного происхождения; слова апостола Павла «Всякая власть от Бога» (Рим. 13:1) надо понимать именно в этом смысле, а не так, что в возникновении верховной власти кроется непостижимая человеческому разуму делегация, непосредственное происхождение от Бога. Так как власть порождена естественным законом, то она и подчиняется ему; возникшая для нужд общества, она покоится на акте делегации от общества - реального, исторического общества. Словом, верховная власть принадлежит народу и им делегируется правительству; но такая делегация не составляет необходимости: общество (народ) может сохранить власть за собой, и это решение будет столь же законно, как и решение делегировать власть одному лицу или нескольким лицам, на время или навсегда. Не отрицая принципиально ни одной из возможных форм правления, Суарес из соображений практических склоняется на сторону монархии. Но так как монарх - не представитель Бога, а лишь делегат народа, то он должен сообразоваться с народной волею; согласие монарха и народа - единственный источник власти первого; наследственность трона обусловливается сохранением этого согласия. Как только оно прекращается, верховный суверен - народ - вступает в свои права; а права у него, по Суаресу, в данном случае очень широки. Законному монарху он может оказать лишь пассивное сопротивление, но по отношению к узурпатору, тирану в античном смысле слова, дозволены всякие меры, не исключая убийства. Убийство не возбраняется даже тогда, когда виновным в нарушении законов оказывается законный монарх, но Суарес советует избегать этого, если нарушены интересы не всего общества, а лишь частного лица. Тирана же может убить последний гражданин за всякое нарушение закона.

Политическая доктрина Суареса в её целом не стоит одиноко. Начало XVII в. было эпохой острого политико-религиозного кризиса, когда приходили в столкновение самые разнородные интересы, когда оппозиция против абсолютизма, более или менее прикрытая религиозными мотивами, явно или скрыто действовала во всей Западной Европе. Абсолютизм мешал католикам, потому что в своём развитии подрывал идею авторитета папы, - мешал и различным протестантским партиям, потому что подавлял свободу мысли. Поэтому учение монархомахов, одним из видных представителей которого был Суарес, вербовало своих сторонников как в среде католических, так и в среде протестантских публицистов. В частности, доктрина тираноубийства, первое выражение которой мы встречаем ещё в средние века, была чисто католической и в эпоху религиозных войн имела многих представителей, кроме Суареса. Она не оставалась только книжной, а проводилась в жизнь, деятельно пропагандируемая иезуитами. Убийство Вильгельма Оранского в Нидерландах (1584) и двух Генрихов во Франции (1588 и 1610) стояло в связи с этой пропагандой.

__________________________
ВОТ ОТКУДА НОГИ РАСТУТ У ЛИБЕРАЛОВ.

НАРОД НА ТИНГЕ ВЫБИРАЛ КОРОЛЯ КАК НА СОБРАНИИ ВЕРНЫХ ВЫБИРАЛИ ЕПИСКОПА, А СОБРАНИЕ ЕПИСКОПОВ - КАРДИНАЛА, А КАРДИНАЛЫ - ПАПУ, КОТОРЫЙ ВЫШЕ КОРОЛЕЙ.

ПАПА ФОРМАЛЬНО - СЛУГА НАРОДА, А КОРОЛИ - СЛУГИ ПАПЫ.

ОТ НЕБА - НИКОГО, КРОМЕ ВСЕГО НАРОДА-ЦЕРКВИ - НЕВЕСТЫ ХРИСТОВОЙ.

ЭТО ТИПИЧНЫЙ ЗАПАД С ЯСНОЙ ПЕРСПЕКТИВОЙ ГИНЕКОКРАТИИ.

А НА ВОСТОКЕ МОНАРХ - СЫН НЕБА И ОТЕЦ НАРОДА, КОТОРЫЙ НЕ НЕВЕСТА, А ПАТРИАРХАЛЬНАЯ СЕМЬЯ

народ, христианство, восток, небо, власть, либерализм, монархия, запад

Previous post Next post
Up