Оригинал взят у
maximus101 в
Создавали ли греки терракотовую армию китайского императора Цинь Шихуанди?Оказывается, что вокруг знаменитой
китайской Терракотовой армии сейчас активно бурлит научная мысль - исследователи ищут греческие корни создателей глиняных воинов императора Цинь Шихуанди. Я в свое время писал о западном влиянии
на каменную скульптуру в Китае, проникновение в Китай и Индию западных инноваций тема достаточно известная, но тут, как я понимаю, люди решили покуситься на святое - на главный китайский туристический объект (после Великой стены).
«Немецкий археолог Лукас Никкель из Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета (SOAS) опубликовал в журнале Bulletin of the School of Oriental and African Studies статью «Первый император и скульптура Китая». Суть статьи заключается в том, что «родственников» глиняных воинов нужно искать на западе, у эллинизированных соседей Поднебесной. По сути, терракотовая армия - это переработка греческой скульптуры для императорских нужд.»
https://lenta.ru/articles/2013/12/17/china/ «В середине октября британский медиахолдинг BBC распространил анонс своего документального фильма о китайской терракотовой армии. Главной сенсацией в нём стало заявление двух специалистов, будто знаменитые статуи из гробницы императора Цинь Шихуанди могли быть сделаны под руководством древнегреческих скульпторов.
В сообщении BBC говорилось: доктор Ли Сючжэнь (Li Xiuzhen), старший археолог из Музея гробницы Цинь Шихуанди, и Лукас Никел (Lukas Nickel), профессор Венского университета, полагают, что терракотовую армию создавали под сильным влиянием древнегреческого искусства. Прямых доказательств у этой гипотезы нет, но есть косвенные: по словам Ли Сючжэнь, до эпохи Цинь Шихуанди в Китае не делали статуй в полный человеческий рост, более ранние скульптуры не превышали 20 сантиметров в высоту»
http://www.nkj.ru/news/29807/ «Теперь же в комментариях для китайских СМИ Ли Сючжэнь заявила, что журналисты BBC вырвали её слова из контекста, переоценили её замечания о западном влиянии на искусство Древнего Китая, а также проигнорировали значительную часть интервью, которое она давала.
«Я думаю, что западная культура могла вдохновить создателей терракотовой армии, но скульпторы точно были китайцами», - сказала археолог. По её словам, на статуи в императорской гробнице повлияло не только местное искусство, но и природа Китая, и погребальные традиции.»
«Ли Сючжэнь также отметила, что в статье BBC её слова поместили после высказываний Лукаса Никела, из-за чего сложилось впечатление, что она поддерживает его идеи, хотя это совсем не так. (В британском материале венский профессор говорит следующее: «Я считаю, что греческий скульптор мог жить рядом с гробницей и учить местных мастеров».) «Я археолог и ценю материальные свидетельства. Я не находила на спинах терракотовых воинов греческих имён. Это подтверждает мою точку зрения: здесь не было греческих мастеров, наставлявших местных скульпторов», - заключила Ли Сючжэнь.»
http://www.nkj.ru/news/29807/ В общем, что тут можно сказать, археолог Ли Сючжэнь видимо получила соответствующее указание из аппарата Компартии Китая и сделала правильные выводы относительно политики партии в этом архиважном вопросе)
Что касается Лукаса Никела, то тут вопрос несомненно более сложный. То что я понял из СМИ - он действительно настаивает на эллинистическом влиянии на мастеров создававших Терракотовую армию, только он видимо трактует это влияние в более широком смысле, так как эллинистическая культура в Азии как известно создавалась не только греками.
Лукас Никел пытается опереться на известные упоминания о 12 статуях у Сыма Цяня и других китайских авторов:
Сыма Цянь, Ши Цзи
>>>[ Ши-хуан ] собрал оружие со всей Поднебесной в Сяньян и выплавил из него колокола и вешала для них, а также двенадцать металлических фигур весом в тысячу дань каждая, которые установил в своих дворцах
Бань Гу, Хань шу.
>>>«В 26 год (правления) Цинь Ши хуан-ди появились великаны высотой в пять чжан...все они носили одежду варваров И и Ди; всего двенадцать человек появилось в Линьтао. [Цинь Ши-хуан] расплавил оружие Поднебесной, сделал двенадцать металлических истуканов и таким образом изобразил их."
Линьтао - это крайний запад китайских владений.
Греческий воин, статуя высотой 42 см, найденная близ города Урумчи в Китае. Музей Синьцзян-Уйгурского автономного района.
С этими китайскими сообщениями удивительным образом перекликается текст Диодора Сицилийского, писавшего о завершении восточного похода Александра Македонского:
>>>"Решив здесь положить конец своим походам, он прежде всего соорудил алтари 12 богам высотой в 50 локтей, затем велел обвести рвом пространство, втрое большее, чем то, которое занимал лагерь; ров выкопать шириной в 50 и глубиной в 40 футов. Груды выкопанной земли употреблены были на постройку высокой стены за рвом.
Каждому пехотинцу велено было устроить палатку с двумя кроватями в 5 локтей каждая; всадники должны были, кроме того, сколотить по паре яслей вдвое больших, чем обычные, и соответственно увеличить размеры всех предметов, которые собирались здесь оставить. Все это он делал, желая придать лагерю вид обиталища героев и в то же время оставить туземцам следы того, что здесь находились люди огромного роста, обладавшие сверхъестественной силой."
Несмотря на то, что Диодор Сицилийский не пишет непосредственно о создании статуй, можно предположить их существование, ведь алтари у греков почти всегда соседствовали с изображениями богов, тем более непонятно, что это за алтарь высотой в 50 локтей, скорее, такой могла быть высота греческих статуй.
И конечно удивительно, что число "алтарей" Александра Македонского точно совпадает с числом "великанов" появившихся в Линьтао - на самом крайнем западе китайских владений.
И все же я бы поставил под сомнение греческое влияние на мастеров создававших глиняных воинов для Первого императора Китая. Даже если китайцы обнаружили греческих "великанов", они не смогли бы их воспроизвести без специальных навыков. Тем более невозможно с нуля создать армию терракотовых воинов, их сейчас уже обнаружили в количестве около 10 тыс. штук. Ранее я посвящал глиняному войску Цинь Шихуана и
его гробнице отдельную статью.
Естественно, что самостоятельно китайцы эпохи империи Цинь тоже не могли создать такое загробное войско, иначе это был бы единственный подобный прецедент в мире, когда люди не имеющие традиции ваяния антропоморфных статуй таких размеров и в таком количестве, за пару десятилетий эту традицию получают. Самим грекам понадобилась почти тысяча лет, чтобы выработать свои великолепные скульптурные навыки - от ранних архаичных истуканов до пластики уровня Праксителя.
Интересно еще то, что китайская традиция монументальной скульптуры после терракотовой гвардии Цинь Шихуанди на какое-то время прерывается, следующие императоры династии Хань комплектовали свои загробные армии фигурами воинов существенно меньших размеров, об этом я специально писал раньше в статье про
карликов императора Цзинь Ди. Лукас Никел и другие исследователи прежде всего обращают внимание на статуи так называемых "акробатов и силачей", найденных на территории гробницы Цинь Шихуана. Эти фигуры имеют более качественную проработку фактуры тела, анатомических особенностей, в отличии от большинства терракотовых воинов.
Акробаты и силачи Цинь Шихуана.
Но все же этим фигурам очень далеко до скульптурных форм высокого эллинизма, ведь гробница Первого императора Китая создавалась в III в. до н.э., время царствования Цинь Шихуанди 246-209 до н. э.
Все терракотовые воины застыли в напряженных фронтальных позах, такая статичность была свойственная греческим статуям только во времена архаики - в VII -VI вв. до н.э., акробаты и силачи больше похожи на произведения древних египтян, а не греков. Видимо, в этой статичности поз и есть ответ на вопрос - кто создавал статуи китайского императора.
Несомненно, что это были не греки, это были мастера из Передней Азии, бывшей Персидской империи, они могли жить где угодно - в Вавилоне, Сузах, Персеполе. Стилистика древнего Междуречья читается в скульптурах, которые они изваяли на Дальнем Востоке. Эти мастера проникли не только в Китай, они создали и почти всю изобразительную культуру на полуострове Индостан.
Вот их произведения, они хорошо узнаваемы. Оцените монолитную статичность их форм и сложенные на животе руки - все как у китайского терракотового генерала из армии Цинь Шихуана.
Правитель древнего Лагаша Гудеа.
Правители Вавилонии и Ассирии.
Следует согласиться со знаменитым британским археологом сэром Мортимером Уилером и признать, что именно мастера Персидской империи, а не эллинистических государств, созданных на месте оной, дали первичный культурный толчок для развития цивилизаций Индии и Китая. Да, греки безусловно тоже внесли свой вклад в развитие восточных культур, но первыми были несомненно создатели великих цивилизаций Передней Азии - жители Междуречья, возможно даже египтяне, персы и т.д.
Этот вывод легко подтверждается и на индийском материале - первые каменные скульптуры людей на территории Индостана создавались также по влиянием мастеров из Персеполя и Экбатан. Нужно добавить, что до появления западных пришельцев, в Индии полностью отсутствовала монументальная и архитектура, и скульптура. Индусы лепили из глины весьма узнаваемых неолитических "венер" вплоть до н.э. Первые каменные монументальные памятники в Индии, например, знаменитые колонны царя Ашоки создавались выходцами из Персидской империи, посмотреть на
их творения можно здесь.Некоторые исследователи пытаются увидеть в первых каменных изваяниях людей на территории Индии греческое влияние, но мне кажется, это тщетные попытки, ибо как и воины китайской терракотовой армии, индийские скульптуры не похожи на греческие образцы.
Древнейшие каменные статуи из Индии, слева, якша Манибхадра из Матхуры, 200-50 вв. до н.э., а справа, один из древнейших бодхисатв, тоже из Матхуры, созданный в первых веках н.э. Музей Матхуры.
Как видим, обе фигуры тяжеловесны, статичны и не имеют ничего общего с греческой традицией того же периода.
Здесь нужно обязательно отметить, что в первых веках до н.э. еще не сложился синтез греко-римского и местного центральноазиатского искусства. В таких ранних эллинистических городах как Ай-Ханум в Афганистане или Старая Ниса в Туркмении, которые датируются III-I вв. до н.э., не найдено ничего, что могло бы свидетельствовать о подобном синтезе, иными словами, все находки в этих городах являются абсолютно греческими по своей сути. Такого явления, как, например, знаменитое индо-греческое искусство Гандхары в то время еще не существовало, вся гандхарская буддийская пластика появилась лишь в I-II вв. уже н.э., то есть через 300-400 лет позже.
Изображения из Бхархута, там находилась одна из древнейших ступ в Индии, эти рельефы датируются примерно II веком до н.э. Как видим, ничего греческого в них нет, зато влияние Персии и даже Древнего Египта присутствует, у человека руки скрещены на груди почти как у египетского фараона.
На фото слева Будда из Гандхары созданный в II-III вв. н.э., справа, индо-греческий воин (явана), ограда ступы в Бхархуте, II в. до н.э. Греческий воин II в. до н.э. абсолютно не похож по всем параметрам на более позднего Будду из Гандхары, который больше напоминает выходца из Римской империи. И все потому, что греческого воина из Бхархута высекали из камня не греки, а выходцы из Персидской империи (или их уже индийские ученики), в то время как Будда из Гандхары создавался под явным эллинистическим и римским влиянием.
Мортимер Уилер в свое время предположил, что мастера из Персии переселялись на Восток из-за победоносных походов Александра Македонского, причин для этого могло быть много, кто-то ушел в Индию или Китай просто спасаясь от войны, кто-то переселился не найдя применения своему мастерству в новом эллинистическом мире, созданном божественным Александром.
С терракотовыми солдатами Цинь Шихуанди часто сравнивают статуи парфянских аристократов начала н.э., они действительно имеют много сходных черт. Но, мне кажется, это сходство проистекает из-за совпадения факторов способствовавших появлению парфянских скульптур, ведь эти изображения создавали носители той же художественной традиции, только оставшиеся на своей родине. Поэтому статуи парфянских царей и аристократов так же статичны, они имеют те же пропорции, что и фигуры в Индии или терракотовые воины Китая. Но при этом эти парфянские скульптуры имеют и явное греческое влияние, ведь они создавались в первых веках н.э., когда эллинизм распространился по Передней и Центральной Азии повсеместно.
Бронзовая статуя парфянского аристократа из храма в Шами, I-II вв. Национальный музей Ирана.
Несомненно эту статую сближает с китайскими терракотовыми воинами наличие усов и выражение лица.
Статуи парфянских царей из города Хатра в Ираке, II-III вв.
Статуи парфянского царя Санатрука I из Хатра, II в.
Сделаем итоговый вывод. Несомненно терракотовая армия императора Цинь Шихунди создавалась под контролем иноземных мастеров, так как сами китайцы не имели подобной художественной традиции и получить ее в сжатые сроки не могли. Но эти мастера не были греками и не имели отношения к эллинистическому миру, так как их традиция базировалась на достижениях цивилизаций Передней Азии, а не Древней Греции.
Скорее всего, это были ремесленники из Персидской империи, разгромленной Александром Македонским, в поисках лучшей доли они подались на восток - в Индию и Китай. Они принесли не только свое искусство создания монументальных антропоморфных изображений, они передали китайцам и индусам и другие свои знания, например, в области архитектуры - в Китае на рубеже н.э. появляются кирпичные и каменные сооружения, где использовались такие ранее неизвестные здесь элементы как арка и купол, местная китайская архитектура была преимущественно деревянной и
весьма архаичной, об этом я специально писал ранее, также в области точных наук - математики, астрономии и т.д.
Мои статьи использовавшиеся для написания этого поста:
Гробница Цинь Шихуанди - фантазии и археологическая реальность Гробница Первого императора Китая Карлики китайского императора Цзин-ди. Древняя Индия на старых фото Китайские статуи эпохи Хань.