Критический анализ философских основ фашизма

Aug 16, 2016 23:01

Оригинал взят у az118 в Критический анализ философских основ фашизма



Vivere est cogitare
“Критический анализ философских основ фашизма”, Александр Витязев

В последнее время нарастает интенсивность философских исследований фашизма. Возможно, это связано не только с развитием неофашизма в западном мире, но и с появлением предпосылок фашизма в бывших соцстранах, России. Возникает необходимость более глубоко, чем раньше исследовать данное не только социальное, но и духовное явление. Ведь, чтобы управлять социальными процессами, нужно понять, как возникают они и как связаны с духовными процессами, культурой.

Существует мнение, что именно итальянский, классический фашизм является эталоном, раскрывающим идею фашизма в чистом виде. Идею фашизма разрабатывал неогегельянец, основатель и главный представитель философии «чистого актуализма» Джованни Джентиле (1875-1944). Ей он посвятил свою работу «Философские основы фашизма», опубликованную в 1928 году. Истоки философии фашизма Д. Джентиле лежат в его актуалистическом идеализме.

Как известно, в 1925 году Д. Джентиле принимал участие в составлении Манифеста фашистской интеллигенции (в дальнейшем Манифест), в котором в концентрированном виде выражена суть и философия итальянского фашизма. В Манифесте пишется, что фашизм - есть и новое движение, и древнее движение Итальянского Духа, глубоко укоренённое в истории Итальянского Народа. Его истоки уходят к 1919-му году, когда группа людей, вернувшихся из окопов и полных решимости противостоять преобладавшей тогда социал-демократической политике, сплотились вокруг Бенито Муссолини. Фашизм с самого начала, был движением политическим и нравственным. Его политика - это, своего рода, школа самоотречения, где индивидуальное приносится в жертву Идее. Идее, которая есть Отечество, идеал, осуществляемый в Истории, историко-цивилизационная Традиция. Но эта Традиция не остаётся в прошлом мёртвым воспоминанием, следовательно, Традиция эта является Миссией. Отечество Фашиста - есть Отечество, обитающее и действующее во всякой гражданской личности. Это Отечество освящает обычаи и институты, действующие в Цивилизации, в Традиции меняющейся и непреходящей. Оно учит подчинять частное-внешнее универсальному и бессмертному. Дело не в том, чтобы сосчитать и взвесить каждую личность, а в том, чтобы увидеть ценность Идеи, подобно всякой верной и живой идее, питаемой собственною силою и созданной не людьми, но для людей.

В «Философских основах фашизма» Д. Джентиле дальше развивает Идею фашизма. Он пишет, что активным фактором всегда являлась персонифицированная идея - определённая единоличная или групповая воля. Несомненно то, что современная Италия рождением своим обязана работе немногих. Иначе и быть не могло. Всегда немногие представляют самосознание и волю эпохи и определяют её историю; поскольку они сознают те силы, которыми располагают и посредством их приводят в действие единственную, по-настоящему активную и плодотворную силу - свою собственную волю. Под волей понимается «духовная энергия, которая движет мир и есть сознание бесконечности духа, имманентного Я».Д. Джентиле утверждает, что нет ничего мыслимого вне нашей мысли, а в мысли нет толку, если она уже не выражена в акции. Актуализм заставляет совпадать дух с мыслью; толкует мысль как ту субстанцию, которая работает актуально и которая вся в самом акте мышления. Акт, который реализует наше духовное бытие как единственное бытие, о котором можно конкретно говорить. В этом акте состоит наша человечность. Благодаря ему каждый из нас может назвать себя человеком и почувствовать ответственность за ту свою природу, которая, ставя его в центр мира, где он является изначальным принципом всего, вменяет ему долг делать себя все больше человеком, все больше потенцируя этот принцип, который есть мысль - и поэтому доктрина и воля. Поэтому в доктрине фашизма Б. Муссолини фашизм есть одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина, которая, возникнув на основе данной системы исторических сил, включается в последнюю и затем действует в качестве внутренней силы.

[ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ...]

фашизм, философия

Previous post Next post
Up