истоки Римского права

Feb 18, 2016 05:58

Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима - законы римских царей. Один из наиболее значимых - Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенёсший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм.

Принципы

Основным принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Этот принцип Римского права лёг в основу такой формы власти как Республика, которая является на сегодняшний день самой распространённой формой власти.

Римское правосознание рассматривает справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации. «Jus est ars boni et aequi» - гласит изречение Цельса-младшего, переводимое как «Право есть искусство (наука) доброго и равного», а не справедливого, вопреки расхожему мнению. (aequus, a, um - равный). Казуистичность Римского права основывается на осознании высокой роли судебной власти; «Я имею иск - значит я имею право» - описывает это отношение римское изречение. Утилитаризмом названо рассмотрение пользы (utilitas) как смысла права, свойственное римскому отношению к праву: «Польза - мать доброго и справедливого». (ср. с США - "Четвертый Рим")

Солон и Афины VII-VI вв до н.э.

В начале VI в. до н. э. Афины были рядовым греческим полисом, отличающимся от других только своими размерами. Он был одним из самых крупных в Греции, а по количеству населения - первым в Элладе. После завершения синойкизма к началу VII в. до н. э. афинский полис стал занимать весь полуостров Аттика. При этом в полис входило несколько городов - кроме Афин, Элевсин, Марафон, Браврон и другие.

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни ранних Афин сыграла эвпатридская аристократия. Большинство аристократов бежало в Афины на рубеже II-I тысячелетий до н. э. из завоёвываемого дорийцами (будущие спартанцы) Пелопоннеса. Беженцев радушно принимали в Афинах. Один из таких родов (Кодриды-Медонтиды) был последней царской династией. На протяжении «тёмных веков» их власть всё более ограничивалась, пока, наконец, монархия не была ликвидирована.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система архаического афинского полиса как типичной аристократической республики. Во главе государства теперь стояла коллегия из девяти архонтов, занимавших свой пост в течение года. Между архонтами существовало определённое разграничение функций. Высшим магистратом был архонт-эпоним, архонт-басилей был верховным жрецом, архонт-полемарх - верховным главнокомандующим, остальные - фесмофеты - ведали судебными делами. Очень важную роль в управлении играл Совет Ареопага. В него пожизненно входили бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса. Также в Афинах существовало народное собрание, но оно не имело значительной роли до VI в. до н.э.

Афинский демос находился в зависимости от аристократии. Растущее закабаление демоса вызывало его недовольство. Внутриполитическая обстановка в Афинах характеризовалась гражданскими распрями. Развернулась острая борьба между аристократическими группировками.

Солон, сын Эксекестида, родился около 640 года до н. э. в Афинах и по достатку принадлежал к «гражданам среднего круга», а происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией.

перед своими реформами Солон стал архонтом в качестве которого выиграл две войны - за Саламин и Первую священную.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали какие-то чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем», а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации.

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства.
Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе.

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.

Пентакосиомедимны
имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла
могут избираться архонтами и казначеями

Гиппеи
имеют доход свыше 300 медимнов зерна
могут содержать боевого коня

Зевгиты
имеют доход свыше 200 медимнов зерна
служат гоплитами

Феты
имеют доход менее 200 медимнов зерна
могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных

Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни.

Солон, по-видимому, и учредил гелиею. Это нововведение имело наиболее демократический характер. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы.

Также Солон учредил ещё один новый государственный орган - Совет Четырёхсот. Его членами были представители четырёх аттических фил, по 100 человек от каждой филы. Совет Четырёхсот был альтернативой Ареопагу. Распределение функций между ними не было точно определено. Согласно Плутарху, Совет Четырёхсот готовил и предварительно обсуждал проекты постановлений для народного собрания, а Ареопаг осуществлял «надзор за всем и охрану законов».

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD
____________________________________

Таким образом, соц.политическая и правовая эволюция Рима V-III вв до н.э (а затем всей Европы X-XX вв) повторяла эволюцию Афин VII-V вв до н.э., ибо Афины и Рим возникнув как полисные монархии, созданные пришлой иноплеменной аристократией, столкнулись с конфликтом сначала между царем и родовой знатью, ликвидировавшей монархию и учредившей аристократическую республику (олигархию), затем между родовой знатью и автохтонным или вольноотпущенным из рабов плебсом, в результате чего плебс получил формально равные права в рамках "демократии", которая через 100-200 лет неизбежно деградирует в олигархию денежной аристократии или трансфорируется в империю родовых триумфаторов (Александр и Октавиан Август)

дополнение

  Вл.Карпец

ПРАВОВАЯ РЕЦЕПЦИЯ ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВА?
http://katehon.com/ru/article/pravovaya-recepciya-ili-vozrozhdenie-prava

начало, Афины, Рим, право

Previous post Next post
Up