А.Ф.Лосев - ДВЕНАДЦАТЬ ТЕЗИСОВ ОБ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ - наши комментарии

Oct 19, 2015 13:31

Кратко тезисы:

Тезис I. античная культура основана на принципе объективизма.

Тезис II. античная культура - это не только объективизм, но это еще и материально-чувственный космологизм. В этом отличие ее от средневековой философии и религии абсолютного духа.

Тезис III. античность построена на одушевленно-разумном (а не просто объективном, не просто объективно-материальном и чувственном) космологизме.

Тезис IV. Если существуют небесный свод, звезды, но нет того, что создавало бы этот космос, ибо космос существует вечно, сам по себе, то он сам для себя свой абсолют.

Тезис V. утверждение пантеизма: космос - божество, идеальные боги являются только обобщением соответствующих областей природы, как разумной, так и неразумной.

Тезис VI. античная культура есть абсолютизм фаталистически-героического космологизма.

Тезис VII. Космос есть тело абсолютное и абсолютизированное произведение искусства - скульптура, - само для себя определяющее свои законы.

Тезис VIII. античная культура основана на внеличностном космологизме.

Тезис IX. в античности нет слов для обозначения личности, чувств и эмоций, из-за чего античный человек плохо различает факты бытия и смыслы бытия

Тезис X. там есть только формы, материи, тела, свойства тел, природы, носители свойств, наружности и виды.

Тезис XI. а также роли, маски, ощущения, умы, слова, мысли, смыслы и сущности, умелость и ремесло, часто подменяющее искусство.

тезис XII. Основное представление о мире у греков сводится к тому, что мир есть театральная сцена, а люди - актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят.

комментарий:

а) это не объективизм, а онтологизм и экзистенционализм с тенденцией к расщеплению на объективизм и субъективизм уже в 5 веке до Р.Х. у софистов (человек - мера всех вещей).

б) Лосев перемешал разные эпохи античности, ибо героический фатализм, коий вообще характерен для времен высокого варварства и ранней государственности (ср. с др.германцами и ариями) был присущ архаичной и ранней античности, но после греко-персидских войн и утверждения демократии с ее торгово-ремесленным строем о нем остались лишь воспоминания в комедиях, трагедиях, в театре; а также в поздних диалогах Платона и мифе о золотом веке, но именно эта декадентская античность любима новоевропейцами и постмодернистами

античная культува, Лосев А.Ф.

Previous post Next post
Up